АЛЕКСЕЙ ЗИМАКОВ: САМОРОДОК, ГЕНИЙ, БОЕЦ

     Алексей Викторович Зимаков родился 3 января 1971г. в сибирском городе Томске. Является выдающимся российским гитаристом. Гениальный исполнитель, потрясающий виртуоз. Обладает необычайной музыкальностью, недосягаемой техникой и чистотой исполнения. Получил признание в России и за рубежом.

     В свои 20 лет стал лауреатом престижных всероссийских и международных конкурсов. Это редчайший случай столь раннего восхождения отечественного гитариста на олимп музыкального искусства. На пике своей славы он единственный добился виртуозного исполнения некоторых невероятно сложных произведений. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он поразил музыкальную общественность своей космической техникой исполнения в собственном переложении виртуозной  с к р и п и ч н о й  музыки. Добился нового звучания гитары, близкого к оркестровому, сопоставимого с ним.

     Разве это ни чудо, что в столь раннем возрасте он блестяще исполнял в собственной интепретации, переложении для гитары и фортепиано, рондо-финал “Кампанеллы” и  Второй скрипичный концерт Паганини!!! Запись этого чудо-концерта было показано по томскому телевидению в конце 80-х годов…

      Учить Алексея игре на гитаре начал его отец Виктор Иванович. Скажите честно, вы,  наверное, немало удивились бы, если кто-то сказал бы вам, что первым учителем Алексея был командир атомной подводной лодки военно-морских сил России. Да, вы не ослышались. Действительно, отец мальчика многие годы провел под водой в режиме полной боевой готовности. Именно там, в своем “Наутилусе”, в редкие минуты отдыха Виктор Иванович музицировал на гитаре. Если эхолоты противолодочных кораблей противника могли слушать происходящее на российских подводных лодках, то не трудно представить себе изумление и оторопь у вражеских акустиков от услышанных звуков гитары.

     Вам, наверное, будет интересно узнать, что по завершении морской службы, сменив военную форму на гражданскую одежду, Виктор Иванович сохранил преданность гитаре: он был один из основателей Клуба любителей классической гитары в Доме ученых города Томска.

     Личный пример родителей, как правило, оказывает мощное влияние на формирование пристрастий детей. Так же случилось и в семье Зимаковых. По признанию Алексея, отец часто музицировал, и это сильно повлияло на выбор сыном своего пути в жизни. Алексею захотелось самому извлекать мелодию из красивого инструмента. Заметив искренний интерес сына к гитаре, отец командным голосом поставил перед Алексеем задачу: “научиться играть на гитаре к девяти годам!”

     Когда у юного Алексея появились первые навыки игры на гитаре и особенно когда он понял, что способен из нот строить музыкальные “дворцы и замки”, как в конструкторе “LEGO”, у него зародилась настоящая любовь к гитаре. Немного позже, экспериментируя с мелодией, конструируя ее, Алексей осознал, что музыка богаче и многообразнее любых самых навороченных “трансформеров”. Не отсюда ли, из детства, зародилась тяга Алексея к конструированию новых возможностей звучания гитары. А какие полифонические горизонты он смог открыть в результате нового прочтения симфонического взаимодействия гитары и фортепиано!

      Однако вернемся к юношеским годам Алексея. Домашнее образование сменилось учебой в Томском музыкальном училище. Глубокие знания, которые отец дал сыну, а также природные способности Алексея помогли ему стать лучшим учеником. По признанию преподавателей, он заметно опережал официальную программу обучения.  Талантливого мальчика не столько насыщали знаниями, сколько помогали ему совершенствовать, оттачивать формировавшиеся у него навыки. Алексей прекрасно учился и блестяще закончил училище. Его имя внесено в список лучших выпускников этого учебного заведения.

      Алексей Зимаков продолжил музыкальное образование в Российской академии музыки имени Гнесиных в классе Н.А.Немоляева. В 1993г. успешно закончил обучение в академии. Высшее музыкальное образование было получено в аспирантуре академии у заслуженного артиста России (классическая гитара), профессора Александра Камилловича Фраучи.

       В  19-летнем возрасте Алексей стал единственным в современной истории России гитаристом, которому удалось завоевать первую премию на IV  Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (1990г.)

     Титанический труд Зимакова не прошел бесследно. Талантливого российского гитариста по достоинству оценила мировая музыкальная общественность. Успех следовал за успехом. 

     В 1990г. он завоевал Первую премию на Международном конкурсе в Тыхы (Польша).

    Весьма значимой вехой в карьере Алексея стало участие в престижном ежегодном международном конкурсе гитаристов в Майами (США).

В программу его выступления были включены “Invocation y Danza” Хоакино Родриго, три пьесы из цикла “Замки Испании” Фредерико Торробы и “Фантазия на тему русских народных песен” Сергея Орехова. Жюри отметило в игре Зимакова яркую колоритность, динамику и особую поэтичность в исполнении произведений Торробы. На жюри произвела также сильное впечатление скорость исполнения некоторых пассажей в пьесе Родриго и народных песнях. Алексей  в этом конкурсе получил Гран-при, премию и право на концертное турне по Северной Америке. В ходе этого турне, совершенного осенью 1992г., наш гитарист  за два с половиной месяца дал 52 концерта в Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе, Чикаго и других городах США. Алексей Зимаков стал первым российским гитаристом нашего времени, добившегося такого успеха за рубежом. Известный испанский композитор Хоакин Родриго признался, что его произведения идеально прозвучали в исполнении  Зимакова.

        Теперь мы в общих чертах представляем, каким музыкантом является Алексей. А что он за человек? Каковы его личные качества?

      Уже в детстве Алексей был не такой как все. Его одноклассники вспоминают, что он был, как бы, не от мира сего. Замкнутый человек, с большой неохотой открывает свою душу. Самодостаточен, не амбициозен. Для него все меркнет, теряет свою ценность перед миром музыки. Во время выступлений изолирует себя от слушателей, “живет своей жизнью”, скрывает свои эмоции. Его чувственное лицо эмоционально “разговаривает” только с гитарой.  Контакт с залом почти отсутствует. Но это не фронда, не зазнайство. На сцене, как и в жизни, очень застенчивый, скромный. Как правило, выступает в простых неброских концертных костюмах. Главное его сокровище не снаружи, оно скрыто в нем самом – это умение играть…

        Соседи по дому с огромным уважением относятся к Алексею, ценят его не только за талант, но и за деликатность, скромность. Жаркими летними вечерами можно было  наблюдать необычную картину: Алексей музицирует на балконе. Многочисленные обитатели дома открывают окна нараспашку. Звуки телевизоров умолкают. Импровизированный концерт начался…

     Мне, автору этих строк, повезло не только побывать на выступлениях Алексея Викторовича, но и лично познакомиться с ним, обменяться мнениями по актуальным проблемам музыкального образования. Это произошло во время его приезда в столицу по приглашению Московской филармонии. После нескольких концертов в зале имени Чайковского он  выступил 16 марта в нашей  музыкальной школе имени Иванова-Крамского. Некоторые из его воспоминаний, рассказов о себе легли в основу данного эссе.

     Важным новаторским шагом в карьере Зимакова стали концерты в составе классической гитары и фортепиано. Алексей Викторович начал выступать в дуэте с Ольгой Анохиной. Такой формат позволил придать соло на гитаре оркестровое звучание. Новая трактовка возможностей классической гитары стала реальной в результате  глубокого переосмысления, расширения и адаптации звучания этого инструмента к музыкальному диапазону скрипки…

      Мои юные друзья, прочитав изложенное выше, вы вправе задать вопрос, почему в названии статьи об Алексее Викторовиче Зимакове “Алексей Зимаков – самородок, гений, боец” нашли отражение такие его доминирующие качества, как самобытность, блеск и гениальность, но почему  он назван бойцом? Может быть ответ кроется в том, что его трудолюбие граничит с подвигом? И да, и нет. Действительно, известно, что продолжительность ежедневной игры Алексея Викторовича на гитаре составляет 8 – 12 часов! 

     Однако подлинный его героизм заключается в том, что Алексей Викторович смог стоически выдержать страшный удар судьбы: в результате   несчастного случая сильно пострадали обе руки. Он сумел пережить трагедию и начать поиск возможностей возвращения к музыке. Как ни вспомнить разделяемую многими философами теорию самопереформатирования гениальной личности с одной сферы приложения таланта на другую. Мыслители мирового уровня пришли к выводу, что если бы гениальный художник  Рафаэль лишился бы возможности писать свои картины, то его талантливая сущность н е и з б е ж н о проявила бы себя в какой-то другой области человеческой деятельности!!! В музыкальной среде с большим воодушевлением восприняли новость о том, что Алексей Викторович активно нащупывает новые каналы самореализации. Сообщается, в частности, что он планирует написать книги по теории и практике музыкального творчества. Намерен обобщить опыт преподавания гитары в нашей стране, сравнить его с методикой обучения в передовых в этом отношении государствах мира. В его планы также входит разработка компьютерной системы формирования базовых навыков игры на гитаре. Им рассматривается вопрос об основании музыкальной школы или отделения в школе, работающей по типу параолимпийской олимпиады, в которой могли бы учиться, в том числе на заочной основе, люди с ограниченными возможностями, которым трудно реализовать себя в обычных музыкальных школах.

     И, конечно, Алексей Викторович может продолжить свою работу по конструированию новых направлений в развитии музыки, способен стать КОМПОЗИТОРОМ! А также рекомендуем ознакомиться с материалом классическая музыка на гитаре