Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

что такое тоника в музыке

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на:  во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени;   во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

устойчивые и неустойчивые ступениНеустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

гланые стрезвучия лада в до мажоре и до минореКонечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

главные и побочные ступени ладаМы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!



Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 12, в среднем: 4,92 из 5)
Loading...
  • Лидия

    Спасибо, что не загрузили разными незнакомыми терминами и теориями, а коротко, но подробно и понятно рассказали!

  • GIgor1166

    1.»УСТОЙЧИВЫЕ ступени лада – это первая, третья и ПЯТАЯ. 2.ДОМИНАНТА – это ПЯТАЯ ступень лада. 3. ДОМИНАНТА выражает КРАЙНЮЮ СТЕПЕНЬ НЕУСТОЙЧИВОСТИ и стремится разрешиться в тонику.» — Здесь всё в порядке? Или я чего-то не понимаю?

  • admin

    всё в порядке)) верьте на слово.

    На самом деле почти все ступени бифункциональны (тут надо смотреть контекст). Так, пятая ступень входит одновременно и в тонические аккорды, и в доминантовые. В тонических аккордах она, безусловно, устойчивая, хотя и самая неустойчивая из трёх устойчивых. В доминантовых аккордах она неустойчивая. Или вот первая ступень — в тонических аккордах устойчивая, но в субдоминантовых — нет)) Чтобы это окончательно понять, нужно столкнуться с более сложными музыкальными явлениями.

    Есть свойсва устойчивости-неустойчивости, а есть функции (тоника, субдоминанта, доминанта) — это категории разные, хотя и связанные. Вас смутило то, что функциональную роль я здесь присваиваю конкретной ступени, называемой главной. На самом деле функции в большей степени обнаруживают себя не тогда, когда мы рассматриваем одну ступень изолированно от других, а тогда, когда мы анализируем созвучия, гармонии (связь из нескольких звуков). Какие эти созвучия? Тонические, субдоминантовые или доминантовые? Так вот, неустойчивойсть и «желание» скорейшего разрешения в тонику имеют доминантовые аккорды, доминантовые созвучия. В свою очередь эти созвучия завязаны на доминанте — пятой ступени, но эта пятая ступень в них никогда не бывает одинока, она всегда появляется со своей свитой — с «неустойчивыми» ступенями. Например (все примеры в до мажоре):

    доминантовое трезвучие — соль си ре (си и ре — неустойчивые и соль тоже, так как её окунули в ту же краску)
    доминантовый септаккорд — соль си ре фа (си ре фа — неустойчивые и соль тоже, при разрешении она перейдёт в до — в тонику)

    В ладу первичны всё-таки функции (t, s, d), они определяют, кому из ступеней быть устойчивыми, а кому — неустойчивыми. Три функции — три королевы, которые берут под свою опеку свиту из ступеней лада. Устойчивые ступени — до, ми, соль — это так называемое «ТОНИческое трезвучие» — дракон Тоника с тремя головами, главный авторитет, или пусть остаётся королевой с двумя помощницами, так вот соль у ней — волк, который смотрит в лес, или нет)) соль у ней — заместительница, которая иногда пытается в отсутствие Тоники руководить государством, но её свита (си и ре) чрезвычайно сонлива и слаба (пьяные стражники), поэтому всё у них идёт наперекосяк и в итоге они все месте плюхаются спать под ноги Тоники. Тоника отчитывает Соль, и соль, которая временами бывает неустойчивой, у Тоники по струнке ходит)).

    Надо-таки попробовать подвести итог)) В общем, функции — тоника, субдоминанта и доминанта — это двигатели и делатели музыкального развития. Под каждой функцией вступает не одна-оденёшенька какая-нибудь, подумаешь главная, ступень, а некий союз ступеней или хотя бы последовательность их. А сами устойчивые и неустойчивые ступени — это бедные овечки, управляемые высшими силами тоники, субдоминанты и доминанты))

    Извиняюсь, за многословный и малополезный ответ. Никак сегодня простые слова не находятся))

    Тем не менее, спасибо вам за вопрос. Приятно, когда вникают и разбираются. Критический подход к информации — это верный подход.

  • Евгений

    Доброго времени суток) Уважаемый администратор, очень хотелось бы узнать, как с помощью тоники и доминанты с субдоминантой построить аккорд? У меня есть мелодия, которая играется «одинокими» нотами и получается какое-то «голое» звучание =( Очень хотелось бы перейти на аккорды. Объясните, пожалуйста, заранее спасибо)

  • Егор

    Не перепутаны ли на последней иллюстрации доминанта и субдоминанта?

  • Таня

    Тоже не пойму- почему четвертая ступень это доминанта, а пятая субдоминанта (на последнем рисунке)

  • Arcady

    Егор и Таня, все там правильно. Считайте от тоники (в даном случае «До») вверх. Чтоб понятнее — от той «До», которую для наглядности симметрии не прописАли на дополнительной нотной линии внизу 😉

  • Александр

    Здравствуйте!

    В разных источниках основной тон аккорда называют то тоникой, то примой. Скажите, в итоге как правильно? Или в чём разница между тоникой и примой?

    Спасибо!

  • Василий

    Здравствуйте! Основной тон аккорда никогда не называют тоникой — только примой. Тоникой называют первый тон звукоряда (например, первую ступень мажорной или минорной гаммы), иногда тоникой также называют «основной» аккорд какой-нибудь тональности (целый аккорд, не то чтобы основной, но главный, устойчивый, точное его название — тоническое трезвучие, а сокращённое — тоника). Аккорд и звукоряд — это не одно и тоже.

    Еще раз: тоника — это первая ступень гаммы (ну и аккорд-трезвучие, построенный на этой первой ступени); прима (с латинского — первый) — это первый звук аккорда, т.е. звук от которого построен аккорд.

    Например: возьмем гамму до мажор — до ре ми фа соль ля си до, в ней нота «до» — тоника, то есть первая ступень, с нее гамма началась и ей закончилась. Возьмем из этой гаммы три звука, три устойчивые ступени — 1-ю, 3-ю и 5-ю, это будут ноты до, ми и соль. Вместе они образуют тоническое трезвучие (аккорд из трех звуков). Сокращенное название тонического трезвучия — просто тоника. В этом тоническом трезвучии (до-ми-соль), каждый тон (звук) имеет свое название: до — прима (первый тон), ми — терция (третий тон), соль — квинта (пятый тон).

  • Надежда

    Спасибо огромное! Очень познавательно и доходчиво!

  • Slava

    Уважаемый автор. Скажите, почему написано, что нижняя медианта — ступень между тоникой и СУБдоминантой, а верхняя медианта — между тоникой и просто доминантой? По-моему, обе медианты — меджу тоникой и доминантой..

  • инна

    помогите пожалуйста разобраться в ладовых оборотах в мажорных тональностях 1 класс сольфеджио

  • Ekaterina Aleksandrova

    >Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая
    >Доминанта – это пятая ступень лада
    >Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику

    Найс противоречия подвезли.

MAXCACHE: 0.46MB/0.00027 sec