Детская классическая музыка

детская музыкаКомпозиторы-классики немало страниц своего творчества посвятили детям. Эти музыкальные произведения написаны с учётом особенностей детского восприятия, многие из них – специально для маленьких исполнителей, соответственно их техническим возможностям.

Мир детской музыки

Для детей созданы оперы и балеты, песни, инструментальные пьесы. К детской аудитории обращались Р. Шуман, Ж. Бизе, К. Сен-Санс, А.К. Лядов, А.С. Аренский, Б. Барток, С.М. Майкапар и другие маститые композиторы.





Многие композиторы сочиняли произведения для своих  родных малышей, а также посвящали свои произведения детям своих родственников и друзей. Например, И.С. Бах, обучающий музыке своих детей, писал для них различные  пьесы («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»). Появление «Детского альбома» П.И. Чайковского обязано общению композитора с детьми его родной сестры и воспитанником брата.

В музыке для детей у композиторов самых разных стилей проглядывают общие черты:

  • яркая, почти зримая образность;
  • ясность музыкального языка;
  • чёткость музыкальной формы.

Мир детства в музыке светел. Если в нём проскальзывает лёгкая грусть, печаль, то она быстро сменяется радостью. Часто композиторы создавали для детей музыку на фольклорной основе. Народные сказки, песни, пляски, прибаутки, байки увлекают детей яркими образами, вызывая у них живой отклик.

Музыкальные сказки

Всегда завораживают детское воображение сказочные образы. Существует множество музыкальных композиций, названия которых сразу ориентируют маленького слушателя или исполнителя на волшебный таинственный мир, который так дорог ребенку. Такие произведения отличает картинность, насыщение музыкальной ткани приемами звукоизобразительности.

«Сказки Матушки Гусыни» для камерного оркестра М. Равель сочинил для детей своих близких друзей в 1908г. Имя Матушки-Гусыни в фольклоре разных европейских стран носит няня-сказочница. Англичане же понимают под «Матушкой-Гусыней» общее выражение — «старая кумушка».

Музыка этого произведения рассчитана на детское восприятие. Она отличается выпуклой программностью. Главенствующую роль в ней играют яркие оркестровые тембры. Открывает сюиту «Павана Спящей красавице» — самая миниатюрная пьеса в 20 тактов. Ласковая флейта играет убаюкивающую прелестную мелодию, которая потом варьируется у других солирующих деревянных инструментов.

2-я пьеса носит название «Мальчик-с-пальчик». Здесь интересно показаны поиски дороги заблудившегося крохотного мальчика – терцовые пассажи засурдиненных скрипок непрерывно устремляются то вверх, то вниз, то возвращаются обратно. Шум крыльев и щебет прилетевших ему на помощь птиц, передаются виртуозными глиссандо и трелями трёх солирующих скрипок, восклицаниями флейты.

3-я сказка — о купающейся императрице китайских статуэток, которая плавает под звуки кукольной музыки, исполняемой её подданными на инструментах из ореховой скорлупы. Пьеса отличается китайским колоритом, её темы построены на характерной для китайской музыки пентатонике. Грациозный кукольный марш исполняет оркестр, в котором звучат челеста, колокольчики, ксилофон, тарелки и тамтам.

М. Равель «Дурнушка — императрица пагод»
из цикла «Матушка гусыня»

В 4-ой пьесе – вальсе рассказывается о Красавице, полюбившей Чудовище за его доброе сердце. В финале – чары разрушаются, и Чудовище становится прекрасным принцем. Дети легко узнают героев сказки: по звучанию изящной мелодии кларнета – Красавицу, по тяжеловатой теме у контрафагота – заколдованного в Чудовище принца. Когда совершается чудесное превращение, Принцу начинает принадлежать мелодия солирующей скрипки, а затем – виолончели.

Финал сюиты рисует картину сказочного и прекрасного сада («Волшебный сад»).

Современные композиторы – детям

Перед создателями детской музыки в XX в. встала нелёгкая задача приобщения маленьких исполнителей и слушателей к восприятию особенностей значительно обновившегося музыкального языка. Музыкальные шедевры для детей творят С.С. Прокофьев, К. Орф, Б. Барток и другие выдающиеся композиторы.

Классик современной музыки С.М. Слонимский написал замечательный цикл тетрадей фортепианных пьес для детей и взрослых «От 5 до 50», который можно назвать фортепианной школой изучения современного музыкального языка. В тетради вошли миниатюры для фортепиано, созданные композитором в 60-80-е гг. Пьеса «Колокола» насыщена современными приёмами звукоизвлечения. Юному исполнителю предлагается имитировать колокольный звон, играя на открытых струнах рояля в сочетании с игрой на клавишах. Пьеса отличается многообразием ритмических фигур, многосоставной аккордикой.

С.М. Слонимский «Колокола»

Детские песни всегда были излюбленным жанром у композиторов всех времен. Для любимых малышами мультиков именитые композиторы сегодня пишут весёлые, озорные песенки, как, например Г. Г. Гладков – автор музыки ко многим детским мультфильмам.

Г. Гладков Музыка из мультфильма «Коробка с карандашами»





Автор – Алла Чайка

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...