Фортепианное исполнительство: краткая история вопроса

фортепианное исполнительствоИстория профессионального музыкального исполнительства началась в те времена, когда появилось первое записанное нотами музыкальное произведение. Исполнительство – это результат двусторонней деятельности композитора, выражающего свои мысли через музыку, и исполнителя, который воплощает в жизнь авторское творение.

Процесс исполнения музыки, полон тайн и загадок. В любой музыкальной интерпретации дружат и соперничают две тенденции: стремление к чистому выражению композиторской задумки и стремление к полному самовыражению виртуоза-игреца. Победа одной тенденции непреклонно влечёт к поражению обоих – вот так парадокс!





Давайте совершим увлекательное путешествие в историю фортепиано и фортепианного исполнительства и попробуем проследить, как взаимодействовали на протяжении эпох и столетий автор и исполнитель.

XVII-XVIII века: барокко и ранний классицизм

Во времена Баха, Скарлатти, Куперена, Генделя отношение исполнитель и композитор было почти соавторством. Исполнитель обладал неограниченной свободой. Нотный текст мог быть дополнен всевозможными мелизмами, ферматами, варьированиями. Клавесин с двумя мануалами эксплуатировали нещадно. Высотность партий баса и мелодии меняли как угодно. Повысить, или понизить на октаву ту, или иную партию, было делом нормы.

Композиторы, полагаясь на виртуозность интерпретатора, даже не утруждали себя сочинять. Отписавшись цифрованным басом, они вверяли сочинение воле исполнителя. Традиция свободного прелюдирования до сих пор живёт отголоском в виртуозных каденциях классических концертов для сольных инструментов. Столь вольные отношения композитора и исполнителя по сей день оставляют неразгаданной тайну музыки эпохи Барокко.

Конец XVIII века

Прорывом в фортепианном исполнительстве стало появление рояля. С появлением «короля всех инструментов» началась эпоха виртуозного стиля.

Всю силу и мощь своего гения на инструмент обрушил Л. Бетховен. 32 сонаты композитора – это настоящая эволюция фортепиано. Если Моцарт и Гайдн всё ещё слышали в рояле инструменты оркестра и оперные колоратуры, то Бетховен услышал Рояль. Именно Бетховен захотел, чтобы его Рояль звучал так, как хочет Бетховен. В нотах появились нюансы, динамические оттенки, проставленные рукой автора.

К 1820-м годам сложилась плеяда исполнителей, таких как Ф. Калькбреннер, Д. Штейбельт, которые в игре на рояле превыше всего ставили виртуозность, эпатажность, сенсационность. Громыхание всевозможными эффектами инструмента, по их мнению, было главным. Для самопоказа устраивались состязания виртуозов. Ф. Лист метко прозвал таких исполнителей «братией рояльных акробатов».

Романтический XIX век

В XIX веке пустая виртуозность сменилась романтическим самовыражением. Композиторы и одновременно исполнители: Шуман, Шопен, Мендельсон, Лист, Берлиоз, Григ, Сен-Санс, Брамс — вывели музыку на новый уровень. Рояль стал средством исповеди души. Чувства, выраженные через музыку, записывались детально, скрупулезно и самоотверженно. Такие чувства стали требовать бережного отношения. Нотный текст стал почти святыней.

Постепенно появилось искусство овладения авторским нотным текстом и искусство редактирования нот. Многие композиторы считали долгом и делом чести отредактировать произведения гениев былых эпох. Именно благодаря Ф. Мендельсону мир узнал имя И. С. Баха.

Век XX – век великих свершений

В XX веке композиторы повернули процесс исполнительства в сторону беспрекословного поклонения нотному тексту и замыслу композитора. Равель, Стравинский, Метнер, Дебюсси не только детально печатали в нотах любую нюансировку, но и печатали грозные высказывания в периодике о недобросовестных исполнителях, искажающих великие пометки автора. В свою очередь, исполнители гневно утверждали, что интерпретация не может стать штамповкой, это же искусство!

История фортепианного исполнительства претерпела многое, но такие имена как С. Рихтер, К. Игумнов, Г. Гинзбург, Г. Нейгауз, М. Юдина, Л. Оборин, М. Плетнёв, Д. Мацуев и другие, своим творчеством доказали, что между композитором и исполнителем не может быть соперничества. И те и другие служат одному – её величеству Музыке.





Автор – Елена Лавренова

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов)
Loading...