Гармония: период для игры

Всем, кто учится в музыкальном училище или консерватории, рано или поздно приходится изучать гармонию. Как правило, одной из обязательных форм работы на этих уроках являются упражнения на фортепиано: игра отдельных оборотов, диатонических и хроматических секвенций, модуляций, простых музыкальных форм.

гармония

Для игры модуляций нужна какая-то основа, обычно в ее качестве учащимся предлагается период. В связи с этим возникает вопрос: «Где взять этот самый период?» Лучше всего – сочинить самому, однако, как показывает практика, сделать это под силу далеко не каждому студенту. Хорошо, если эту проблему помогает решить преподаватель, ну а если нет, то, надеюсь, что предлагаемый материал, хоть как-то, вам поможет.

Я выкладываю период, который я использовал в качестве основы для игры модуляций, когда изучал гармонию в училище и консерватории. Его в свое время нашел и предложил мне преподаватель. Он не сложный, но и не слишком простой, очень красивый, особенно в минорном варианте. Опытные «игроки модуляций» знают, что превратить мажорный период в минорный его вариант легко, но для наглядности я предлагаю запись и того, и другого.

Итак, для начала, простой однотональный период в до-мажоре:

Как видим, предложенный период, как и положено, состоит из двух простых предложений: первое предложение оканчивается доминантовой функцией, второе – полной совершенной каденцией с маленьким дополнением в виде плагального вспомогательного оборота T-II2-T с гармонической «изюминкой» (пониженная VI ступень), между собой предложения соединены оборотом D2-T6, который, впрочем, необязателен, если кого-то смущает.

Теперь, оминорим уже знакомый нам период:

Не переписываю заново функции – они остаются неизменными, одно только замечу: в связи с введением минорного лада отпала необходимость альтерировать отдельные ступени, поэтому число случайных диезов, бемолей и бекаров приуменьшилось.

Ну, всё!  Теперь по заданному образцу, можно сыграть этот период в любой другой тональности. А также рекомендуем ознакомиться с материалом квинтовый круг тональностей, гармонический минор