Гармония: играем период с прерванной каденцией

Продолжаем тему об игре модуляций. В предыдущей статье мы выяснили, что для того чтобы играть модуляции нужна некоторая основа, в качестве которой чаще всего выступает период (вообще, чаще играют только его второе предложение).

использование интерактивной доски на музыкальных занятиях

Эта статья носила название «Гармония: период для игры», с ней можно ознакомиться, кликнув по выделенным словам. Если гиперссылка не работает, попробуйте поискать ее в рубрике «Материалы для учебы» в левом боковом меню сайта, или просто наберите название статьи в окне поиска. Наибольшую ценность той статьи представляют нотные примеры периода для игры. Теперь же я предлагаю рассмотреть тот же период, но уже в ином виде.

Игра периодов с расширенным за счет введения прерванной каденции вторым предложением – этап, подготавливающий игру модуляций как таковых. И вот почему. Во-первых, сам по себе такой период может вести к модуляции: ну, например, чисто в функциональном смысле, когда VI ступень (натуральная или низкая), служит общим аккордом, приравнивающим две тональности. Во-вторых, в акустическом смысле эллиптический оборот D7-VI подготавливает слух музыканта к неожиданным по звуковому эффекту переходам. Так и хочется заметить, что вообще-то слух музыканта уже натренирован, но в гармонической задаче музыка подается столь малой порцией, что по сравнению со звуковыми потоками крупных музыкальных сочинений с их частыми и многочисленными сменами гармоний слух на такие переходы реагирует острее.

Итак, мажорный период с прерванной каденцией:

 

Здесь расширено второе предложение, оно содержит две каденции, одна из них есть несовершенный прерванный каданс (такты 7-8), в котором вместо тоники даётся VI ступень, другая – заключительная с совершенной тоникой (такты 9-10). Не скажу, что простое повторение самого каданса удачно для данного периода, скорее наоборот, поэтому можете что-то поменять в последней каденции. Я играл совершенно по-другому (так мне тоже не нравится). Для достижения кульминации можно поднять тесситуру верхнего голоса (хотя бы на уровне единичного хода), ввести пунктирный ритм (как бы расставляя тоны перед концом) или добавить в последнем такте неприготовленное задержание. Я, как любитель несовершенных каденций, просто завершил бы построение тоникой в мелодическом положении квинты, но, к сожалению, в рамках учебной задачи это никак недопустимо.

Давайте заодно посмотрим это же построение, только в одноименном минорном ладу:

Как же хорошо звучит шестая ступень в миноре! Ее можно было бы ввести и в мажоре (в его гармоническом виде, плюс понизить третью ступень), тогда прямо с этого момента было бы возможным повести все к последнему кадансу в миноре. Считаю, что в контрастных ладах повтор каденций оправдан, и более того он выразителен. Да, кстати, в этом случае получилась бы очень простая по технике выполнения модуляция из мажора в одноименный минор. А также рекомендуем ознакомиться с материалом японская традиционная музыка




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *