Горловое пение: уникальное расщепление голоса – сокровища народной культуры

горловое пениеГорловое пение, или «двухголосное соло», преимущественными обладателями которого являются народы Саяно-Алтайского региона, Башкирии и Тибета пробуждает в человеке множество смешанных эмоций. Одновременно хочется грустить и радоваться, думать и медитировать.

Уникальностью данного вида искусства является специфическое гортанное пение, при котором у исполнителя четко слышно два музыкальных голоса. Один тянется бурдоном, другой (мелодия) совершает звуковые амплитуды.

Взгляд на истоки

Древних мастеров-исполнителей на творчество всегда вдохновляла природа. Ценилось умение не только подражать ей, но и проникать в сущность. Существует предание, которое гласит, что в очень давние времена горловое пение было распространено именно среди женщин, а не среди мужчин. Спустя столетия, всё перевернулось наоборот, и сегодня такое пение стало сугубо мужским.

По поводу его возникновения есть две версии. Первая настаивает, что в основе лежит далмаистская религия. Только вот монгольские, тувинские и тибетские ламы гортанным звуком пели гармоническое многоголосие по партиям, то есть не расщепляли свой голос! Вторая, наиболее правдоподобная, доказывает, что горловое пение родилось в форме текстов песен, лирических и любовных по содержанию.

Стили «двухголосного соло»

По звуковым качествам различают пять видов этого дара природы.

  • Каргыраа подражает хрипу или звукам, похожим на хрипение.
  • Хоомей акустически представляет собой тяжёлые, жужжащие звуки крайне низких частот.
  • Сыгыт, вероятнее всего, произошёл от глагола «свистеть» и означает причитание, плач.
  • Борбаннадыр (от «борбаннат» – перекатывать что-то круглое) имеет ритмические формы.
  • А вот наименование «эзенгилээр» достаточно интересно. Во время езды на лошади чепрак, приклеенный к седлу, и уздечка соприкасаются со стременами. Издается особый ритмичный звук, для воспроизведения которого всадник должен занимать определённое положение в седле и ехать иноходью. Этим звукам и подражает пятый элемент стиля.

Исцели себя сам

О музыкотерапии и о влиянии музыки на организм человека известно многим. Занятия горловым пением благоприятно влияют на здоровье и душевное состояние человека. Впрочем, как и слушание его. Ведь не зря такая музыка была инструментом медитации, с помощью которой приобщались к языку природы. Это качество также использовали шаманы в своих обрядах. Издавая гармонизирующие звуковые вибрации, они как можно ближе придвигались к «здоровой» частоте больного органа и излечивали человека.

Популярность горлового пения сегодня

С давних времён этот вид вокального искусства сопровождал праздники, обряды, отображался в героических сказаниях и сказках, которые бережно хранились и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий.

Теперь столь необыкновенное явление, как горловое пение, достойно окутывает собой крупные и малые залы России, стран СНГ, будоражит просторы Канады и зрелищные площадки Америки, удивляет европейцев и завораживает азиатов. Мастера-исполнители достойно пропагандируют своё творчество, создавая музыкальные коллективы, и обучают молодёжь древнему ремеслу.

Послушать горловое пение:

Автор – Елена Коваленко