Градусник тональностей: одно интересное наблюдение…

градусникЗнаком ли вам так называемый «градусник тональностей»? Прикольное название, правда? Не пугайтесь, градусником тональностей музыканты называют одну интересную схему, аналогичную схеме кварто-квинтового круга.

Суть этой схемы в том, что каждая тональность занимает определённую отметку на шкале в зависимости от числа ключевых знаков в ней. Например, в соль мажоре один диез, в ре мажоре – их два, в ля мажоре – три и т.д. Соответственно, чем больше диезов в тональности, тем «жарче» её «температура», и тем более высокое положение она занимает на шкале «градусника».

А вот бемольные тональности сравнивают с «минусовой температурой», поэтому в случае с бемолями всё наоборот: чем больше бемолей в тональности, тем она «холоднее» и тем ниже её положение на шкале градусника тональностей.

Градусник тональностей – и забавно, и наглядно!

градусник тональностей

Как видно из схемы, тональности с наибольшим числом ключевых знаков – это до-диез мажор с параллельным ей ля-диез минором и до-бемоль мажор с параллельным ей ля-бемоль миноре. В них по семь диезов и семь бемолей. На градуснике они занимают крайние положения на шкале: до-диез мажор – самая «жаркая» тональность, а до-бемоль мажор – самая «холодная».

Тональности, в которых ключевых знаков нет – а это до мажор и ля минор, ассоциируются с нулевым показателем шкалы градусника: в них ноль диезов и ноль бемолей.

Для всех остальных тональностей, взглянув на наш градусник, легко можно установить число знаков при ключе. При этом чем выше находится тональность на шкале, тем она «жарче» и «диезнее», и, наоборот, чем ниже тональность располагается на шкале, тем она «холоднее» и «бемольнее».

Для большей наглядности я решил сделать шкалу градусника цветной. Все диезные тональности помещены в кружочки красноватого оттенка: чем больше знаков в тональности, тем насыщеннее цвет – от едва уловимого розоватого до тёмно-вишнёвого. Все бемольные тональности – в кружочках с синим оттенком: чем больше бемоле, тем темнее становится оттенок синего – от бледно-голубого до тёмно-синего.

В центре, как вы уже догадались, бирюзовым цветом выделен кружочек для нейтральный строёв – до мажора и ля минора – тональностей, в которых нет никаких знаков при ключе.

Практическое применение градусника тональностей.

Для чего нужен градусник тональностей? Ну в таком виде, в каком я его вам представил, он может стать и небольшой удобной шпаргалкой для ориентирования в ключевых знаках, и наглядной схемой, которая поможет вам все эти тональности усвоить и запомнить.

Но истинное предназначение градусника, на самом деле, заключается в другом! Он задуман для того, чтобы легко просчитывать разницу количества ключевых знаков двух различных тональностей. Например, между си мажором и соль мажором – разница в четыре диеза. Ля мажор отличается от фа мажора также на четыре знака. Но, как же так??? Ведь в ля мажоре три диеза, а в фа мажоре всего один бемоль, откуда взялись эти четыре знака?

Ответ на этот вопрос даёт наш градусник тональностей: ля мажор находится в «плюсовой» части шкалы среди диезных тональностей, до «нулевого» до мажора – как раз три знака; фа мажор занимает первое деление «минусовой» шкалы, то есть находится среди бемольных тональностей, от до мажора до него – один бемоль; 3+1=4 – всё просто…

Любопытно, что разница между самыми далёкими по градуснику тональностями (до-диез мажором и до-бемоль мажором) составляет целых 14 знаков: 7 диезов + 7 бемолей.

Как находить ключевые знаки одноимённой тональности с помощью градусника тональностей?

Это-то есть обещанное интересное наблюдение над этим градусником. Дело в том, что одноимённые тональности различаются на три знака. Напоминаю, что одноимённые тональности – это те, у которых одна и т а же тоника, но противоположное ладовое наклонение (ну, к примеру, фа мажор и фа минор, или ми мажор и ми минор и т.д.).

Так вот, в одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.

Например, если мы знаем, сколько знаков в ре мажоре (а в нём два диеза – фа и до), то легко можем вычислить знаки в ре миноре. Для этого спускаемся на три деления градусника ниже, и получаем один бемоль (ну а раз бемоль один, то это уж непременно будет си бемоль). Вот так!

Небольшое послесловие…

Если честно, я никогда сам не пользовался градусником тональностей, хотя и знаю о существовании такой схемы уже 7-8 лет. И вот, лишь несколько дней назад, меня снова этот самый градусник сильно заинтересовал. Интерес к нему пробудился в связи с вопросом, который прислала мне на почту одна из читательниц. За что ей огромное спасибо!

Ещё хотел сказать, что у градусника тональностей есть «изобретатель», то есть автор. Вот только имени его я вспомнить пока не смог. Как найду – обязательно сообщу! Всё! Пока!



Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 3, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...
  • http://its-my-guitar.ru/ Kosta

    Ещё можно изготовить из картона круг для определения тональности и количества знаков альтерации. 🙂

  • Skvisgaar Zapank

    Где 2 диеза, надо вмето ми минор поставить си минор. а так спасибо, помогает наглядно))

  • Женя

    Спасибо огромное!не мог никак запомнить:)

  • http://vk.com/mr_truth Тарас Викторович Лычёв

    «Ещё хотел сказать, что у градусника тональностей есть «изобретатель», то есть автор. Вот только имени его я вспомнить пока не смог. Как найду – обязательно сообщу! Всё! Пока!»

    Здравствуйте. Это мой дедушка придумал градусник — композитор и преподаватель Валерий Давыдович Подвала(1933-2003). Его учебники «Давайте сочинять музыку 1, 2, 3 классы.» вошли в программу музыкальной школы.

  • http://vk.com/mr_truth Тарас Викторович Лычёв

    Подвала, Валерий Давидович
    род. 25 апр. 1932 в Ростове-на-Дону. Композитор. В 1960 окончил Киевскую конс. по кл. композиции А. Я. Штогаренко. В 1959—1960 преподаватель и зав. учебной частью муз. школы для взрослых в Киеве. С 1960 преподаватель Киевского муз. училища.

    Соч.: для симф. оpк. — Симфония (1960, 2-я ред. 1975), рондо Юмореска, (1957); для скр. и симф. оpк. — Концерт (1967), Думка-шумка (1975); Струн., квартет (1954); для струн. инстр. — Украинский квартет (1958, 2-я ред. 1965); Ф-п. квартет (1976); для скр. и ф-п. — Песня без слов (1966); для трубы и ф-п. — Эскиз (1967); для ф-п. — Прелюдия и фуга (1967), Двенадцать детских пьес (1973), Двенадцать детских пьес (1976); для голоса и ф-п. — романсы на сл. И. Франко, Л. Забашты, П. Ключины, И. Комаровой и др.; для хора — дума Аскольдова могила (сл. В. Сосюры, 1956); музыка к радиопостановкам; обр. нар. песен

  • сашко

    По-моему, в статью вкралась ошибка. В первой части статьи, (где розовые кружочки), в кружочке 2 написано ре мажор и ми минор, хотя (как я понимаю) должно быть ре мажор и си минор, судя по приведённым знакам на этом кружочке и по принципу параллельных тональностей. Или я что-то не понял ?

  • Тиона

    Идея «Градусника тональностей» принадлежит украинскому музыканту и педагогу В.Д.Подвала. Публикация — в книге «Давайте сочинять музыку».