Искусство трубадуров: музыка и поэзия

искусство трубадуровСлово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения. В основном трубадуры – бродячие музыканты – исполняли свои собственные песни и только немногие, сложив песню, поручали их исполнение жонглеру.

Движение трубадуров зародилось в Провансе – юго-восточной «исторической» области Франции, но со временем стало распространяться и на севере Франции (там их позже стали именовать труверами), а кроме того – в Италии и Испании. История сохранила имена первых (условно) трубадуров – это такие мастера, как Гираут Рикьер, Госельм Феди, Гираут де Борнейль, Пейре Видаль.

Многие исследователи сходятся на том, что всё-таки самым-самым первым представителем в этом искусстве был герцог Аквитании Гийом IX по прозвищу «Трубадур». Благодаря аристократическому происхождению он получил превосходное для тех времен образование, и, не поверите, но уже в восемь лет он мог читать, писать и объясняться по-латыни.

поэзия трубадуровПо утверждениям современников первые стихи Гийома были написаны в 10 лет, и с тех пор муза сопутствовала будущему великому поэту и певцу. Не отличаясь большими успехами в военном деле, герцог обладал большими способностями к музицированию, любил танцы и лицедейство. Последняя страсть герцога привлекала к нему конфликты с церковью (говорим-то мы о средневековой эпохе).

Исследователи отмечают совершенство форм его стихов, и потому считается, что именно Гийом дал толчок дальнейшему развитию не только поэзии трубадуров, но и европейской поэзии в целом.

Любопытно, что окситанский (по-другому, провансальский) язык, на котором сочиняли свои творения трубадуры, в средневековую эпоху был единственным литературным языком во многих областях Италии и Испании.

Кто мог стать трубадуром?

Среди трубадуров было много хорошо образованных людей. В основном, трубадурами становились незнатные рыцари, которым покровительствовали сюзерены – крупные правители-феодалы. Известные сеньоры и дамы Прованса и Лангедока стремились покровительствовать талантливым артистам, которые в совершенстве владели искусством трубадуров. От придворных музыкантов в то время требовалось обладать такими умениями:

  • владеть игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте;
  • экспромтом сочинять стихи для тех, кто выше по статусу;
  • быть в курсе последних новостей при дворе.

Другие известные трубадуры

Кроме упомянутого уже Гийома Аквинского европейское средневековье выдвинуло ещё ряд имён известных трубадуров:

  • Пейре Видаль – трубадур, поэзия которого полна чувственности и авантюризма, знаменитый импровизатор любовных канцон и политических сирвент (такие вот жанры трубадурского творчества).
  • Конон Бетюнский – французский трувер, принимавший участие в крестовых походах. Стихотворений его сохранилось всего несколько – в основном, это куртуазные канцоны, походные песни и сатиры.
  • Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом свого времени (XII век), в своих стихах воспевал весну и любовь как величайшее благо.

Известные трубадуры – это не исключительно мужчины, в средневековье были и женщины-поэтессы – на данный момент известно 17 женщин-трубадуров. Имя первой среди них – графиня Беатриса де Диа.

Куртуазная тематика в искусстве трубадуров

В конце XI века зарождается так называемая куртуазная поэзия трубадуров – рыцарская поэзия, в которой культивируется любовное, но в тоже время учтивое отношение к даме. Она представляется в таких стихах как некий идеал, уподобляется образу Мадонны, в то же время речь идёт и о даме сердца, которую нужно воспевать и любить платонической любовью.

В роли такой дамы сердца чаще всего выступала замужняя женщина, причем, часто долгие воспевания прекрасной дамы были на самом деле прелюдией к близости, заключенной в определенные правила и рамки; долгие ухаживания в этом культурном контексте означали высокий статус ухажера.

Культ прекрасной дамы оказал значительное влияние на отношение к женщине, ведь до этого церковь преподносила женский пол лишь как рассадник греха и разврата. Также благодаря куртуазной культуре стали заключаться браки по любви.

Влияния искусства трубадуров на музыкальную культуру

Искусство трубадуров и в самом деле повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры в целом и музыки в частности. Музыка, сочиняемая трубадурами, повлияла на развитие миннезанга – немецкой рыцарской лирики. Изначально миннезингеры просто перепевали композиции трубадуров, а немногим позже в Германии они сформировали отдельный вид музыкального творчества – миннезанг (это слово буквально переводится как «любовная песня»)

Следует знать о некоторых конкретных жанрах, которые сформировались именно в музыке трубадуров:

  • пастурель – это песенный жанр, содержание такой песни обычно неприхотливо: рыцарь беседует с простой пастушкой, причём, в отличие от куртуазных стихов, ни о каких высоких чувствах быть и речи не может, под видом заигрываний обсуждаются вопросы только «плотской любви».
  • альба – это песня, в которой опоэтизирована ситуация расставания влюбленных утром: им предстоит расстаться, возможно навсегда (рыцарь мог погибнуть в бою) с приходом рассвета.
  • канцона – любовная песня, обращённая к девушке, однако иногда пением канцоны просто выражали уважение к сюзерену, девушке или другу, в таких случаях канцона могла исполняться сразу несколькими рыцарями. А также рекомендуем ознакомиться с материалом духовой оркестрлирика в музыке

Автор – Артур Витер




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *