Исполнительство – тонкости и нюансы

исполнение музыкиМузыка – удивительный, тонкий мир человеческих чувств, мыслей, переживаний. Мир, который уже не одно столетие манит в концертные залы миллионы слушателей, вдохновляет композиторов и исполнителей.

Загадка музыки в том, что мы с упоением внимаем звуки, написанные рукой композитора, но преподнесённые нам творением рук исполнителя. Магия исполнительского прочтения музыкального произведения уже не один век пользуется популярностью.

До сих пор не уменьшается череда желающих научиться играть на инструменте, петь, сочинять. Работают кружки, специализированные музыкальные школы, академии музыки, школы искусств и кружки… И все они учат одному – исполнять.

В чём же заключена магия исполнительства?

Исполнительство – это не механический перевод музыкальных значков (нот) в звуки и не репродукция, копия уже существующего шедевра. Музыка – это богатый мир, обладающий своим языком. Языком, несущим информацию, скрытую:

  • в нотной записи (звуко-высотной и ритмической);
  • в динамических нюансах;
  • в мелизматике;
  • в штрихах;
  • в педализации и т.д.

Иногда музыку сравнивают с наукой. Естественно, чтобы исполнить произведение, надо овладеть понятиями теории музыки. Однако, перевод нотной записи в реальную музыку – это сакральное, творческое искусство, которое невозможно вымерить, или просчитать.

Мастерство интерпретатора проявляется:

  • в грамотном восприятии нотного текста, написанного композитором;
  • в донесении нотного содержания до слушателя.

Ноты для музыканта-исполнителя – это шифр, информация, позволяющая проникать и разгадывать замысел композитора, стиль сочинителя, образ музыки, логику строения формы и.т.д.

Выдающийся педагог советской школы Л. Николаев, автор знаменитого пособия «Фортепианная игра», сравнивал нотную запись с географической картой. Он говорил: «Нотная запись столь же далека от реального звучания, как карта от пейзажа». Звучание и запись – это две плоскости, соединить которые под силу лишь воображению творца-исполнителя.

Удивительно, но создать любую интерпретацию можно лишь единожды. Каждое новое исполнение будет отличаться от предыдущего. Ну, разве это не магия?

Умею играть, но не умею исполнять!

Закономерно, что, сколько гениальных исполнений, столько и бездарных. Многие исполнители так и не смогли постигнуть магию музыкальных звуков. Отучившись в музыкальном учебном заведении, они закрыли дверь в музыкальный мир навсегда.

Постичь тонкости и нюансы исполнительства помогут ТАЛАНТ, ЗНАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ. В триединстве этих понятий, важно не затмить своим исполнением замысел композитора.

Интерпретация музыки – это тонкий процесс, где важно не то, как ВЫ играете Баха, а то, КАК вы играете Баха.

В вопросе обучения исполнительству не надо «открывать велосипед». Схема проста:

  • изучайте историю музыкального искусства;
  • овладевайте музыкальной грамотой;
  • совершенствуйте исполнительские приёмы и технику;
  • слушайте музыку и посещайте концерты, сравнивайте интерпретации различных исполнителей и находите то, что близко вам;
  • проникайте в стиль композиторов, изучайте биографии и темы искусства, которые вдохновляют мастеров, создающих музыку;
  • работая над пьесой, попытайтесь ответить на вопрос: «Что двигало композитором, при создании того, или иного шедевра?»;
  • учитесь у других, посещайте мастер-классы, семинары, уроки разных педагогов;
  • попробуйте сочинять сами;
  • самосовершенствуйтесь во всём!

Исполнение – это выразительное раскрытие содержания музыки, а каким это содержание будет, зависит только от вас! Желаем творческих успехов! А также рекомендуем ознакомиться с материалом жанры в музыке, музыкальный слух

Автор – Елена Лавренова




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *