История григорианского песнопения: речитатив молитвы хоралом отзовётся

история григорианского пенияГригорианские хоралы, григорианское песнопение… Большинство из нас эти слова автоматически связывает со средневековьем (и совершенно справедливо). Но корни этого литургического песнопения уходят во времена поздней антики, когда на Ближнем Востоке появились первые христианские общины.

Основы григорианского хорала складывались на протяжении II-VI веков под влиянием музыкального строя античности (одические песнопения), и музыки стран Востока (древнеиудейская псалмодия, мелизматическая музыка Армении, Сирии, Египта).

Самое раннее и единственное документальное свидетельство, запечатлевшее григорианский хорал, относится предположительно к III в. н.э. Речь идет о записи христианского гимна в греческой нотации на обороте отчёта о собранном зерне на папирусе, найденном в Оксиринхе, Египет.

Собственно название «григорианский» эта духовная музыка получила по имени папы Григория Великого (ок. 540-604 гг.), который в основном систематизировал и утвердил основной корпус официальных песнопений Западной церкви.

Особенности григорианского пения

Фундаментом григорианского песнопения является речь молитвы, мессы. По тому, как взаимодействуют в хоральном песнопении слова и музыка, возникло разделение григорианских хоралов на:

  1. силлабические (это когда один слог текста соответствует одному музыкальному тону напева, восприятие текста – чёткое);
  2. невматические (в них появляются небольшие распевы – по два-три тона на слог текста, восприятие текста лёгкое);
  3. мелизматические (большие распевы – неограниченное количество тонов на слог, текст воспринимать сложно).

Само григорианское пение монодийно (то есть принципиально одноголосно), но это не значит, что песнопения не могли исполняться хором. По типу исполнения пение разделяется на:

  • антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);
  • респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.

В ладово-интонационной основе григорианского песнопения лежат 8 модальных ладов, называемых церковными ладами. Это объясняется тем, что в раннем средневековье использовалось исключительно диатоническое звучание (употребление диезов и бемолей считалось искушением от лукавого и некоторое время даже было запрещено).

Со временем изначальные жёсткие рамки исполнения григорианских хоралов стали разрушаться под воздействием многих факторов. Это и индивидуальное творчество музыкантов, вечно стремящихся выйти за рамки установлений, и появление новых вариантов текстов для прежних мелодий. Такая своеобразная музыкально-поэтическая аранжировка созданных прежде композиций называлась тропом.

Григорианский хорал и развитие нотации

Изначально песнопения записывались без нот в так называемых тонариях – нечто вроде памяток для певчих – и в градуалах, певческих книгах.

Начиная с Х века, появляются полностью нотированные певческие книги, записанные с помощью безлинейной невменной нотации. Невмы – это специальные значки, закорючки, которые проставлялись над текстами с тем, чтобы хоть как-то упростить жизнь певчих. По этим значкам музыканты должны были уметь догадываться, каким будет следующий мелодический ход.

К XII веку распространение получила квадратно-линейная нотация, логически завершившая невменную систему. Как главное её достижение можно назвать ритмическую систему – теперь певчие могли не только предугадать направление мелодического движения, но и совершенно точно знали, сколько времени следует выдерживать ту или иную ноту.

Значение григорианского хорала для европейской музыки

Григорианское песнопение стало фундаментом появления новых форм светской музыки позднего Средневековья и эпохи Возрождения, пройдя путь от органума (одна из форм средневекового двухголосия) до мелодически богатой мессы Высокого Возрождения.

Григорианский хорал во многом определил тематическую (мелодическую) и конструктивную (форма текста проецируется на форму музыкального произведения) основу и музыки барокко. Это действительно плодоносное поле, на котором взошли ростки всех последующих форм европейской – в широком смысле слова – музыкальной культуры.

Соотношение слова и музыки

Dies Irae (День гнева) - известнейший хоральный напев Средневековья

Dies Irae (День гнева) – известнейший хоральный напев Средневековья

История григорианского хорала неразрывно связана с историей христианской церкви. Литургическое исполнение, заложенное на псалмодии, мелизматическом пении, гимнах и мессах уже внутренне отличалось жанровым многообразием, что и позволило григорианским хоралам дожить до наших дней.

В хоралах отразились и раннехристианский аскетизм (простое псалмодическое пение в ранних церковных общинах) с довлением слова над мелодией.

Время породило гимническое исполнение, когда стихотворный текст молитвы гармонично сочетается с музыкальной мелодией (своеобразный компромисс слова и музыки). Появление мелизматических распевов – в частности юбиляций в конце аллилуй – ознаменовало окончательное верховенство музыкальной гармонии над словом и вместе с тем отразило установление окончательного господства христианства в Европе.

Григорианский хорал и литургическая драма

Немаловажную роль григорианская музыка сыграла и в становлении театра. Песнопения на темы библейских и евангельских сюжетов породили драматизацию исполнения. Эти музыкальные мистерии постепенно, в дни церковных празднеств, покидали стены соборов и выходили на площади средневековых городов и поселений.

Соединившись с традиционными формами народной культуры (костюмированные представления бродячих акробатов, трубадуров, певцов, сказителей, жонглеров, канатоходцев, огнеглотателей и т.п.), литургическая драма положила начало всем последующим формам театрального действа.

Наиболее популярные истории литургической драмы – евангельские повествования о поклонении пастухов и приходе волхвов с дарами к младенцу Христу, о злодеяниях царя Ирода, приказавшему истребить всех Вифлеемских младенцев и история воскресения Христа.

С выходом в «народ» литургическая драма перешла с обязательной латыни на национальные языки, что ее сделало еще более популярной. Церковные иерархи уже тогда хорошо понимали, что искусство – это наиболее эффективное средство маркетинга, выражаясь в современных терминах, способное привлечь самые широкие слои населения в храм.

Григорианский хорал, многое отдав современной театральной и музыкальной культуре, тем не менее, ничего не потерял, навсегда оставшись нерасчлененным феноменом, уникальным синтезом религии, веры, музыки и других форм искусства. И до сих пор он завораживает нас застывшей гармонией мироздания и мировоззрения, отлитых в хорале. А также рекомендуем ознакомиться с материалом ирландская музыка, музыка и природа

Автор – Юрий Спиридонов




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *