Как запомнить ключевые знаки в тональностях

как определить тональность произведения

В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.

Ключевые знаки – что это такое?

Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.

Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!

Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:

порядок диезов и порядок бемолей в скрипичном и басовом ключах

В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:

порядок диезов и порядок бемолей

Сколько тональностей используется в музыке?

Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).

Из этих 30-ти тональностей:

2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).

Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажореля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.

 

По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?

Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.

Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности, действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.

Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.

Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.

Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.

Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.

Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?

Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.

Заключение

Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику». Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.

Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!



Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 37, в среднем: 4,86 из 5)
Loading...
  • Ольга

    Спасибо. Очень полезная статья. Пропустили в муз школе урок сольфеджио, теперь смогу хоть объяснить ребенку пропущенную тему.

  • Герман

    Спасибо, очень просто запоминается! Очень полезная статья.

  • Юлия

    Спасибо! Хорошая статья. Помогла разобраться с уроком сольфеджио!

  • Трифонов Сергей

    Статья понравилась.Обучаюсь самостоятельно-ищу то,что не знаю в музыке.

  • Николай

    спасибо! все 5 лет луфонил на сольфеджио,а как экзамены сдавать,так ничего не знаю,вот теперь разобрался что — куда,и что — от куда.

  • Полина

    Спасибо,а то я не могла на экзамен запомнить знаки в тональнастях. хоть наверное теперь справлюсь с эгзаменом

  • Tonica Avery

    Спасибо огромное))

  • Ирина

    Огромное спасибо! Муз.школу закончила очень давно, с сольфеджио никогда не дружила. Безнадежно упущен был для меня этот момент в детстве. Музыкой продолжила заниматься, но уже не скрипкой, а вокалом. Решила, что пора восполнять пробелы прошлого. Рада, что сразу вышла на Ваши статьи, а то могла бы попасть на что-то сверх-непонятно описанное, и могла бы опять сдать позиции. А так, решила продолжать серьезно заниматься! СПАСИБО!

  • Вазген Оганесян

    доброго времени суток! благодарю вы все очень ясно объясняете
    спаси
    бо!

  • Михаил

    Большое спасибо!
    Вы наглядно объяснили то, что между строк написано в учебниках. С Вашей помощью сам разобрался и теперь, при необходимости, смогу помочь своему ребенку.

  • Наталья

    Спасибо! Объясните как найти параллель?

  • Наталья

    Спасибо за информацию, дорогой сайт! Уже подзабыла уроки сольфеджио, а теперь понадобилось вынуть глубокие залежи информации из подсознания, в чем Вы мне немного помогли:) Thank you )))

  • Елена

    Спасибо большое! У меня дочка учится во 2 классе на фортепианном отделении. И мне приходится во всё это вникать. Получается что и я учусь вместе с ней!

  • Анчес

    Может вы издадите первый нормальный учебник для взрослых? Очень хорошие статьи. Спасибо.

  • Ксюша

    Спасибо большое, очень помогли. Такому даже в школе у нас не учат

  • Юленька

    Очень хорошо!!!У меня устный экзамен , а эту тему не понимала!Спасибо огромное скажу оценку позже.Думаю благодаря вам 4 или пятерочка я буду рада.Сделайте пожалуйста о тритонах ато не понимаю.:-))))))))))))))))))))))))))))ОГРОМНОЕ СССПППАААСССИИИБББООО!!!
    Юленька

  • Николай

    Возможно я чего-то не понял, но исходя из этого принципа получается, что тональность До-мажор имеет ключевой знак, а именно Фа-диез.

  • Настя

    сама учусь в четвертом классе и учительница сказала надо выучить ,а не получается вот и зашла просто отличнице нельзя опозорится.

  • Андрей

    Спасибо за урок! Немного был запутан тем, что в начале говорилось, что в до-диез мажоре 7 диезов, а потом рассматривался си мажор, который по сути является тем же самым аккордом, и в нём только 5 диезов. Ясность пришла, когда понял, что последние два диеза — это белые клавиши фа и до )

  • Андрей

    Ошибся в предыдущем сообщении — имеется в виду до-бемоль мажор, а не диез

  • артур

    Тональностей 24 а не 30. Если всего у нас 12 нот в октаве и от каждой можно построить мажор и минор. Просто вы некоторые тональности считаете несколько раз. Ре-диез-мажор, это тоже самое что ми-бемоль-мажор, а у вас они посчитаны как разные тональности.

  • Евгения

    Ответ для Артура. Ре диез мажора не существует, но у некоторых тональностей действительно есть «двойники»-так называемые энгармонически равные тональности-тональности, одинаковые по звучанию, но разные по названию. Их шесть пар, и их никак нельзя игнорировать и считать как одну вместо двух. Пример-си мажор(5 диезов) аналогичен по звучанию до бемольмажору (семь бемолей). По сути это одно и то же, но звуки то разные. Поэтому все правильно посчитали. Преподаю сольфеджио,лет 20 уже))

  • marina

    Готовимся к сдаче экзаменов в музыкальной школе..Спасибо за помощь.

  • cerber

    Ре-диез мажор существует, но не используется. В силу того, что для его записи используется больше знаков альтерации, чем для ми-бемоль мажора, который в современной музыке ему идентичен. Так, например И.С.Бах в «Хорошо темперированном клавире» использует во второй книге ре-диез мажор, отделяя его от ми-бемоль мажора.

  • Илья Апрель

    Звуки одинаковые, названия разные. не вводите в заблуждение


MAXCACHE: 0.46MB/0.00027 sec