Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.

Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:





1)    параллельная тональность;

2)    тональность доминанты;

3)    тональность, которая параллельна тональности доминанты;

4)    тональность субдоминанты;

5)    тональность субдоминантовой параллели;

6)    тональность гармонической субдоминанты.

Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).

Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.

Итак, давайте перейдем к примерам.

Модуляция в тональность доминанты

Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:

нотный пример модуляции в тональность доминанты

Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.

Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.

 Модуляция в тональность доминантовой параллели

Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.

нотный пример модуляции в тональность доминантовой параллели

Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.

Модуляция в тональность субдоминанты

Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.

нотный пример модуляции в тональность субдоминанты

Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.

Модуляция в гармоническую субдоминанту

По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).

нотный пример модуляции в тональность гармонической субдоминанты

Модуляция в тональность субдоминантовой параллели

Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.

нотный пример модуляции в тональность субдоминантовой параллели

Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).

Модуляция в параллельный минор

Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.

нотный пример модуляции в параллельную тональность

Заключение

Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.





Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в комментариях, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч!

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 10, в среднем: 4,90 из 5)
Loading...