Музыкальная эксцентрика

Музыкальная эксцентрика – ёмкое, яркое и очень любопытное художественное явление. Под ним понимают исполнение музыки на различных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов. Это могут быть сковороды, пилы, вёдра, стиральные доски, пишущие машинки, бутылки и другое – практически годится всё, что издает звук.

Если произведение звучит на обычных музыкальных инструментах, но используются своеобразные до удивления приемы исполнения, то здесь также заявляет о себе «её величество» музыкальная эксцентрика.

Она нашла своё выражение в народных ансамблях, в цирковом и эстрадном жанрах, уверенно чувствует себя в современном музыкальном авангарде. Встречаются примеры обращения к ней и у маститых композиторов-классиков.

Истоки

Первые ростки эксцентрики, как музыкального выразительного приёма, вероятно, взрастил фольклор – в народных играх, в карнавальном и ярмарочном шутовстве. Расцвела музыкальная эксцентрика к началу XX века, представ во всем своём многообразии, но её элементы обнаруживаются уже в музыке XVIII века. Так у Й. Гайдна, любившего предоставлять публике музыкальные сюрпризы, в партитуру «Детской симфонии» включены нетипичные для этого жанра, потешные детские музыкальные игрушки – свистульки, рожки, трещотки, детская труба, и звучат они преднамеренно «некстати».

Й. Гайдн “Детская симфония»

«Ноктюрн на флейте водосточных труб»

Современная эксцентричная музыка располагает широким ассортиментом различных вещей, которые становятся музыкальными инструментами. Среди них – изящные стеклянные бокалы («стеклянная арфа», известная с XVII века) Исполняют на этом экзотическом музыкальном инструменте и сложные классические произведения.

Игра на бокалах. А.П. Бородин. Хор невольниц из оперы «Князь Игорь».
(Ансамбль «Кристальная гармония»)

Бокалы тщательно подбираются для создания звукоряда, их сортируют по октавам, а затем постепенно заполняют сосуды водой, добиваясь необходимой звуковысотности (чем больше налито воды – тем выше звук). Прикасаются к такому кристаллофону смоченными в воде кончиками пальцев, лёгкими, скользящими движениями которых осуществляется звучание бокалов.

Заслуженный артист России С. Сметанин обладал высоким исполнительским мастерством игры на русских народных инструментах. Музыкальная эксцентрика также входила в круг интересов этого замечательного музыканта. На обычной пиле Сметанин виртуозно исполнял обработки старинных романсов и  русских народных песен.

Старинный романс «Я встретил Вас…»
 Сергей Сметанин, пила…

Эксцентричная музыка для американского композитора Л. Андерсена стала предметом музыкальной шутки, и она блестяще удалась ему. Андерсен сочинил «Пьесу для пишущей машинки с оркестром». Получился своего рода музыкальный шедевр: стук клавиш и звоночек движка каретки приятно вписываются в звучание оркестра.

Л. Андерсен. Соло на печатной машинке

Музыкальное озорство – непростое занятие

Музыкальная эксцентрика отличается тем, что исполнитель, прибегающий к музыкальным трюкам, сочетает музицирование высокого класса и ряд смешных манипуляций с инструментом. Без пантомимы ему не обойтись. При этом от музыканта, широко использующего пантомиму, требуется владение пластикой движений и незаурядное актерское мастерство.

Пахельбель Канон in D

За гранью реальности

С большой осторожностью некоторые создания современных представителей авангардизма можно причислить к собственно жанру музыкальной эксцентрики, но эксцентричный, то есть невероятно своеобразный, сметающий сложившиеся стереотипы восприятия, облик авангардной музыки вряд ли вызовет сомнения.

Уже сами названия перфомансов, получившего мировое признание российского композитора – экспериментатора Г.В. Дорохова, наводят на мысль – это эксцентричная музыка. Например, у него есть произведение, в котором, кроме женского голоса, участвуют в качестве музыкальных инструментов – батареи отопления, мусорные баки, листы железа, автомобильные сирены, и даже рельсы.

Г.В. Дорохов. «Манифест для трех пенопластов со смычками»

Можно задаваться вопросом о количестве скрипок, пострадавших во время исполнения произведений этого автора (на них играть могут не смычком, а пилой), а можно задуматься о некоем новом подходе к музыкальному искусству. Поклонники музыкального авангардизма одобрительно замечают, что Дорохов всячески стремился преодолеть традиционные принципы композиторского письма, а скептики называют его музыку деструктивной. Дискуссия остается открытой. А также рекомендуем ознакомиться с материалом кроссворд “музыкальные инструменты”, игра на скрипке

Автор – Алла Чайка.