Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях)

Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей. Для создания такого шифра, «спрятанного» в музыке, используется буквенная и слоговая нотация.

Составление монограммы требует большой творческой изобретательности, если учесть, что она содержит не только конструктивное начало, но и является носителем определённого подтекста музыкальной композиции. Раскрывали загадку шифров сами авторы в письмах и  дневниковых записях.

Монограмма, пережившая века

Музыкальные монограммы существуют в сочинениях композиторов разных времён и народов. В эпоху барокко монограмма бытует чаще всего в составе тематического материала двух значительных музыкальных жанров – фантазии и фуги, достигших совершенства в творчестве И.С. Баха.

Фамилию BACH можно представить в виде музыкальной монограммы: си-бемоль (B) – ля (A) – до (C) – си-бекар (H). Она встречается часто в сочинениях композитора, растворяясь в музыкальной ткани, приобретая значение символа. И.С. Бах был глубоко религиозной личностью, его музыка – это богообщение (разговор с Богом). Композитор используют монограмму не для увековечивания своего имени, а для выражения своеобразного музыкального миссионерства.

Как дань уважения великому И.С. Баху, его монограмма звучит в сочинениях многих других композиторов. Сегодня известно более 400 произведений, композиционной основой которых является мотив BACH. Очень ярко слышна баховская монограмма в теме фуги Ф. Листа из его  Прелюдии и фуги на тему BACH.

Ф. Лист Прелюдия и фуга на тему BACH

Сокровенный смысл одной монограммы

В XIX в. музыкальные монограммы являются интонационным началом многих произведений композиторов-романтиков, тесно соприкасаясь с принципом монотематизма. Романтизм окрашивает монограмму в личностные тона. Звуковые коды запечатлевают сокровенный внутренний мир творца музыкального сочинения.

В обаятельном «Карнавале» Р. Шумана на протяжении всего произведения слышно настойчивое варьирование мотива A-Es-C-H, в нем скрывается монограмма композитора (SCHA) и название маленького чешского города Аш (ASCH), где встретил юный Шуман свою первую любовь. Автор открывает слушателю конструкцию музыкальных зашифровок фортепианного цикла в пьесе «Сфинксы».

Р. Шуман «Карнавал»

Монограммы в современной музыке

Музыку прошедшего и нынешнего столетий характеризует усиление рационального начала. Возможно, поэтому музыкальные монограммы и анаграммы (перестановка знаков исходного кода) столь часто встречаются в музыкальных композициях современных авторов. В одних, найденных композиторами творческих решениях, они приобретают значение идеала, восходящего к духовным ценностям прошлого (как в случае с монограммой BACH), в других – обнаруживается намеренное искажение высокого значения музыкального кода и даже трансформация его в негативную сторону. А иногда код является некоей забавой для композитора, склонного к юмору.

Например, Н.Я. Мясковский мягко пошутил над своим педагогом по классу композиции А.К. Лядовым, используя оригинальный мотив – B-re-gis – La-do-fa, что означает в переводе с «нотного языка» – «берегись Лядова» (Третий струнный квартет, побочная партия 1-ой части).

Известные монограммы Д.Д. Шостаковича – DEsCH и Р. Щедрина – SH CHED слились в «Диалоге с Шостаковичем», написанном Р.К. Щедриным. Выдающийся мастер создания музыкальных зашифровок, Щедрин написал оперу «Левша» и посвятил ее  60-летию дирижера Валерия Гергиева, используя в музыке этого интереснейшего  произведения именную монограмму юбиляра.

Р.К. Щедрин «Левша»

Автор – Алла Чайка