Периодизация музыкальной культуры

периодизация музыкальной культурыПериодизация музыкальной культуры – сложный вопрос, который можно рассматривать с разных позиций в зависимости от выбранных критериев. Но наиболее важными факторами преобразования музыки являются формы и условия, в которых она функционирует.

С это точки зрения периодизация музыкальной культуры представляется следующим образом:





  • Наслаждение природными звуками (музыка в природе). На этом этапе еще нет искусства, но эстетическое восприятие уже присутствует. Звуки природы как таковые – это не музыка, но воспринимаемые человеком они становятся ею. На этом этапе человек открыл в себе способность наслаждаться этими звуками.
  • Прикладное музицирование. Оно сопровождало труд, было его компонентом, особенно когда речь идет о коллективном труде. Музыка становится частью повседневной жизни.
  • Обряд. Музыка становится сопровождением не только труда, но и каждого важного обряда.
  • Выделение художественной составляющей из обрядового и религиозного комплекса и приобретением им самостоятельного эстетического значения.
  • Отделение от художественного комплекса отдельных частей, в том числе музыки.

Этапы формирования музыки

Такая периодизация музыкальной культуры позволяет выделить три этапа формирования музыки:

  1. Включенность музыкальности в человеческую деятельность, первые проявления музыкальности;
  2. Ранние формы музыки сопровождают игры, обряды и трудовую деятельность, а также пение, танцы и театрализованные представления. Музыка неотделима от слова и движения.
  3. Формирование инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства.

Утверждение инструментальной автономной музыки

Периодизация музыкальной культуры не заканчивается на формировании инструментальной автономной музыки. Этот процесс завершился в XVI-XVII веках. Это позволило музыкальному языку и логике развиваться дальше.  Бах и его произведения – одна из вех в развитии музыкального искусства. Здесь впервые в полной мере проявилась самостоятельная логика музыки и её способность взаимодействовать с другими видами искусств. Тем не менее, до XVIII века формы музыки трактовались с позиции музыкальной риторики, которая во многом зависела от литературных стандартов.

Следующим этапом развития музыки является период венского классицизма. На это время приходится расцвет симфонического искусства. Произведения Бетховена продемонстрировали, как музыка передает сложную духовную жизнь человека.

В период романтизма в музыке присутствовали различные тенденции. Одновременно музыкальное искусство развивается как автономный вид, и появляются инструментальные миниатюры, характеризующие эмоциональную жизнь XIX века. Благодаря этому выработались новые формы, способные гибко отражать индивидуальные переживания. Вместе с тем музыкальные образы становятся более чёткими, конкретными, так как новая буржуазная публика требовала понятности и жизненности содержаний, а обновленный музыкальный язык старался быть максимально включенным в художественные формы. Пример тому – оперы Вагнера, произведения Шуберта и Шумана.

В XX веке музыка по-прежнему развивается в двух направлениях, которые кажутся противоположными. С одной стороны – это освоение новых специфических музыкальных средств, абстрагирование музыки от жизненного содержания. С другой – развитие форм искусства с применением музыки, в которых вырабатываются новые связи и образы музыки, а её язык становится более конкретным.

На пути сотрудничества и соревнования всех направлений музыкального искусства лежат дальнейшие открытия человека в этой области.





Автор – Ольга Подшивалова

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов)
Loading...