Песни об СССР: пока помним – живём!

песни об сссрДва значительных русских поэта – Борис Чичибабин и Евгений Евтушенко – независимо друг от друга, но движимые чувством глубокого страдания, написали горькие строки. Первый – «Мы в той Отчизне родились, которой больше нет», второй – «Мы родились в стране, которой больше нет». Удивительная «однострунность» душ.

Впрочем, чему тут удивляться, если родом из этой затонувшей Атлантиды – еще тысячи и тысячи, миллионы наших современников? Вот почему, едва заслышав первые музыкальные аккорды из вступления к песне «Мой адрес – Советский Союз», исполняемой ВИА «Самоцветы», многие приосаниваются, распрямляют плечи, глаза их начинают блестеть, как когда-то, в далекой молодости.

А когда этого не было?

Конечно, среди песен об СССР было немало вещей откровенно слабых, идеологических, тенденциозных, проходных. Они остались в своем времени и сейчас интересны разве что дотошным историкам отечественной музыкальной культуры.

С подачи сатирика Михаила Задорнова вошло в моду издеваться над бессмысленными текстами современных эстрадных песен. Интересно, а как бы откликнулся Задорнов на перл из песни, прозвучавшей в кинофильме «На графских развалинах»: «В каком году б мы с вами ни родились, – Родились мы в семнадцатом году». Понятно, что сказано метафорически, образно, только все равно, как сказал бы герой культового мультфильма Шрэк – «Ну и бредятина!» Так что время произвело свой естественный песенный отбор и в долговременное сознание вошли лишь те произведения, что пережили «злобу дня», поднялись над ней, обрели  общечеловеческое звучание и значение.

Все мы – родом оттуда…

Правоверный советский писатель Вадим Кожевников ныне почти забыт. А вот фильм по его роману «Щит и меч» надолго пережил автора. Не говоря уж о песне, прозвучавшей там, – «С чего начинается Родина». Сама эта первая строчка разлетелась по стране в один миг. Её «застолбили» как стандартную тему школьных сочинений, стали использовать в заголовках газетных передовиц. Первым исполнителем стал уже широкоизвестный к тому времени Марк Бернес.

Впрочем, свидетельством «живучести» песни являются и современные её интерпретации. Так, например, популярный исполнитель в жанре шансон Сергей Север (он же – Сергей Русских) даже снял клип на эту песню.

Не рвется нить времён!

А бывает так, что забываются с течением лет и произведение, и фильм, который по нему снят. Долгая жизнь суждена лишь Её величеству Песне. Так произошло с «Песней о тревожной молодости», прозвучавшей в фильме «По ту сторону», снятом по роману писателя В.Кина. По сюжету два друга едут в поезде на Дальний Восток с опасным заданием, в белогвардейский тыл.

Автором музыки стал «главный комсомольский композитор» СССР Александра Пахмутова, стихи написал известный поэт-песенник Лев Ошанин. Понадобилось два варианта текста и 17 (!) дублей для записи песни на киностудии. В ряду песен об СССР эта занимает особое место, связывает в один тугой узел судьбы нескольких поколений комсомольцев и коммунистов. Вот как начиналась легенда:

Ведь недавно это было!

Удивительно, что даже, казалось бы, насквозь идеологические песни западали в души простых советских людей всерьез и надолго. Только стоит ли этому удивляться: как-никак текст Государственного гимна неизменно печатался на обратной стороне школьных тетрадей, а уроки музыки были именно уроками музыки, где многие песни об СССР разучивали хором.

Известный бард Олег Митяев – «мужчина, которому за 50», на некоторых выступлениях нарочно «проверяет» зал на знание советских хитов. «Фишкой» стало хоровое исполнение песни «И вновь продолжается бой»:

Не всё же про одно и то же!

Песни о СССР и о Советской Родине вовсе не были песнями, в которых прославлялись исключительно Ленин, партия и комсомол. Глубокое заблуждение думать, что коммунистическая идеология заполонила все песенные поры и для лирического волеизъявления простора совсем не осталось. Осталось, и еще как! Просто «малая Родина» в сознании практически любого советского человека была неотделима от целого, от всего Союза. Малое постигалось через большое. Именно такова пронзительная песня «На дальней станции сойду».

Впервые она прозвучала в детском фильме «По секрету всему свету». В музыкальной заставке к «секрету четвертому» её исполнил Геннадий Белов. А ВИА «Пламя» даже сняли клип на эту песню – да-да, именно клип! Пусть он студийный, пусть музыканты статичны, но всё снято настолько профессионально, что может служить настоящим учебником, пособием, как надо снимать музыкальные клипы:

Сперва весь ансамбль на отдалении и в полутьме. Затем она постепенно рассеивается, словно наступает утро. Еще немного погодя вступают женские партии. После третьего куплета камера показывает лица музыкантов и солиста – Валентина Дьяконова. Кто не видел – посмотрите обязательно. Уверяю – получите колоссальное эстетическое наслаждение!

Автор – Павел Малофеев




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *