Разучивание музыкальных произведений на фортепиано: как помочь самому себе?

разучивание музыкальный произведений на фортепианоВ жизни всякое бывает. Иногда разучивание музыкальных произведений кажется делом просто невероятной сложности. Причины тут могут быть разные – когда лень, когда боязнь большого количества нот, а когда ещё что-то другое.

Только не нужно думать, что со сложной пьесой невозможно справиться, всё не так страшно. Ведь сложное, как гласят законы логики, состоит из простого. Вот и процесс выучивания пьесы для фортепиано или для балалайки нужно разделить на простые этапы. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.





Сначала – знакомство с музыкой!

Перед началом разучивания музыкального произведения можно попросить педагога проиграть его несколько раз. Здорово, если он согласится – ведь это лучшая возможность познакомиться с новой пьесой, оценить сложность ее исполнения, темп, прочие нюансы.

Если вы занимаетесь самостоятельно, или педагог принципиально не играет (есть такие, которые ратуют за то, чтобы ученик во всём был самостоятельным), тогда у вас тоже есть выход: можете найти запись этого произведения и несколько раз её прослушать с нотами в руках. Впрочем, так делать не обязательно, можно сразу сесть и начать играть! От вас ничего не убудет!

Следующий шаг – знакомство с текстом

Это так называемый разбор музыкального сочинения. Первым делом смотрим на ключи, ключевые знаки и размер. А то, потом будет: «ё-маё, я ж не в том ключе играю; ё-маё, я ж не в той тональности». Да, кстати, не поленитесь посмотреть на заголовок и на фамилию композитора, который скромно притаился в углу нотного листочка. Это так, на всякий случай: хорошо же всё-таки не просто играть, и играть и знать, что ты играешь? А дальнейшее знакомство с текстом разделяется на три этапа.

Первый этап – играем подряд двумя руками от начала до конца.

Вы сели за инструмент и хотите поиграть. Не бойтесь играть сразу двумя руками от начала до конца, не бойтесь ковырять текст – ничего страшного не случится, если вы первый раз сыграете пьесу с ошибками и в неправильном ритме. Здесь важно другое – вы обязательно должны проиграть произведение от начала до конца. Это чисто психологический момент.

После того, как вы это сделали, можете считать, что сделано уже полдела. Теперь вы точно знаете, что сможете всё сыграть и выучить. Образно выражаясь, вы «обошли свои владения с ключами в руках» и знаете, где у вас дыры, которые нужно будет залатать.

Второй этап – «рассматриваем текст под лупой», разбирая отдельными руками.

Теперь важно присмотреться к деталям. Для этого играем отдельно правой рукой и отдельно левой. И нечего смеяться, господа семиклассники, даже великие пианисты не гнушаются этого метода, ибо давно доказана его эффективность.

Смотрим всё подряд и сразу обращаем особое внимание на аппликатуру и на трудные места – где много нот, где много знаков – диезов и бемолей, где длинные пассажи по звукам гамм и арпеджио, где сложный ритм. Вот мы и создали себе набор сложностей, их мы живенько из общего текста выдираем и учим всеми возможными и невозможными способами. Учим на славу – так, чтобы рука сама играла, для этого не стесняемся повторять трудные места по 50 раз на форте (иногда нужно включить мозги и поделить трудное место на части – серьёзно, помогает).

Ещё пару слов об аппликатуре. Пожалуйста, не обманывайте себя! Вот вы думаете: «Я сначала текст выучу китайскими пальцами, а потом уж пальцы правильные запомню». Ничего подобного! С неудобной аппликатурой вы текст будете запоминать три месяца вместо одного вечера, и старания ваши будут напрасными, потому что именно в тех местах, где не продумана аппликатура, на академическом зачёте вылезут кляксы. Так что, господа, не халтурьте, подружитесь с аппликатурными указаниями – тогда, всё будет хорошо!

Третий этап – собираем целое из частей.

Вот мы долго-долго возились с разбором пьесы отдельными руками, но, как ни крути, играть её придётся руками аж сразу двумя. Поэтому спустя некоторое время берёмся соединять обе руки. При этом следим за синхронностью – всё должно совпадать. Прямо смотрите на ваши ручки: вот я нажимаю клавиши тут и тут, и вместе у меня получается аккорд какой-то, ой, как здорово!

Да, особо надо сказать о том, что иногда мы играем в медленном темпе. Партии правой и левой руки нужно учить и в медленном темпе, и в оригинальном. Первое соединение двух рук тоже не будет лишним прогнать в темпе замедленном. Быстро наиграться успеете на концерте.

Что поможет выучить наизусть?

Будет правильным изначально разбить произведение на части или смысловые фразы: предложения, мотивы. Чем сложнее произведение, тем меньше должны быть части, требующие детальной отработки. Так вот, выучив эти небольшие части, собрать их потом в одно целое – плёвое дело.

И ещё один момент в защиту того, что делить надо на части пьесу. Хорошо выученный текст нужно уметь играть с любого места. Такое умение часто спасает на концертах и экзаменах – никакие помарки там вас не собьют с правильного пути, и в любом случае вы доиграете текст до конца, даже если этого не желаете.

Чего следует опасаться?

Приступая к самостоятельной работе при разучивании музыкального произведения, ученик может допустить грубейшие ошибки. Это не смертельно, и это даже нормально, и это бывает. Задача ученика – выучить без ошибок. Поэтому, играя весь текст целиком несколько раз, не отключайте голову! Нельзя не обращать внимания на помарки. Не следует увлекаться несовершенным проигрыванием, так как неизбежные при этом недостатки (непопадание на нужные клавиши, непроизвольные остановки, ритмические ошибки и прочее) теперь уже могут закрепиться.

В течение всего периода разучивания музыкальных произведений нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его части. Поэтому никогда не играйте механично. Всегда что-нибудь себе представляйте, или ставьте какие-нибудь технические или музыкальные задачи (например, сделать яркие крещендо или диминуэндо, или сделать заметную разницу в звучании между форте и пиано и т.д.).

Хватит вас учить, вы и сами всё знаете! Хорош в Интернете зависать, ступайте заниматься, а то ночью придёт бабайка и пальцы то вам, пианистам, переоткусает.

P.S. Научитесь играть, как этот дядька, который в видео, и будет вам счастье.

Ф. Шопен Этюд ля минор op.25 №11

P.P.S. Дядьку зовут Евгений Кисин.





Коллектив авторов

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 4, в среднем: 4,75 из 5)
Loading...