Степени родства тональностей: в музыке всё, как в математике!

степени родства тональносетйПредмет классической гармонии вызывает необходимость глубокого рассмотрения взаимосвязей между различными тональностями. Эта взаимосвязь, прежде всего, осуществляется сходством нескольких тональностей общими звуками (в том числе и ключевыми знаками) и называется родством тональностей.

Прежде необходимо чётко понять, что, в принципе, универсальной системы, определяющей степени родства тональностей, не существует, так как каждый композитор воспринимает и реализует эту взаимосвязь по-своему. Однако, всё же, в музыкальной теории и практике существуют и прочно утвердились некоторые системы, к примеру, Римского-Корсакова, Способина, Хиндемита и немногих других музыкантов.





Степени родства тональностей определяются близостью этих тональностей друг другу. Критерии близости – наличие общих звуков и созвучий (главным образом, трезвучий). Всё просто! Чем больше общего, тем ближе связи!

степени родства тональностей

Пояснение! На всякий случай – в учебнике Дубовского (то есть бригадном учебнике гармонии) даётся чёткая позиция по поводу родства. В частности, справедливо замечено, что ключевые знаки – не главный признак родства, и он, к тому же, чисто номинальный, внешний. А вот что по-настоящему важно, так это именно трезвучия на ступенях!

Степени родства тональностей по Римскому-Корсакову

Самой распространённой (по числу приверженцев) системой родственных связей между тональностями является система Римского-Корсакова. В ней выделяются три степени или уровня родства.

Первая степень родства

Сюда входят 6 тональностей, которые по большей части различаются на один ключевой знак. Это те тональные строи, тонические трезвучия которых строятся на ступенях гаммы исходной тональности. Это:

  • параллельная тональность (все звуки одинаковые);
  • 2 тональности – доминантовая и параллельная к ней (разница в один звук);
  • ещё 2 тональности – субдоминанта и параллельная к ней (тоже разница на один ключевой знак);
  • и последняя, шестая, тональность – здесь случаи-исключения, которые нужно запомнить (в мажоре это тональность субдоминанты, но взятой в минорном гармоническом варианте, а в миноре – тональность доминанты, тоже взятой с учётом альтерации VII ступени в гармоническом миноре, и потому мажорной).

Вторая степень родства

В этой группе 12 тональностей (из которых 8 одного ладового наклонения с исходной тональностью, а 4 – противоположного). Откуда берётся ряд этих тональностей? Здесь всё, как в сетевом маркетинге: к уже найденным тональностям первой степени родства разыскиваются партнёры – свой набор тональностей… первой степени! То есть родственных к родственным!

Ей-богу, всё, как в математике – было шесть, к каждой из них ещё шесть, и 6х6 всего 36 – какая-то запредельность! Короче, из всех найденных тональностей выбираются только 12 новых (появляются в первый раз). Они то и будут образовывать круг второй степени родства.

Третья степень родства

Как вы уже, наверное, догадались, тональностями 3-й степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям 2-й степени родства. Родственные к родственным родственных. Вот так вот! Увеличение степени родства происходит по одинаковому алгоритму.

Это самый слабый уровень связи тональностей – очень они друг от друга далеки. Сюда относятся по пять тональностей, которые при сравнении с исходными не обнаруживают ни одного общего трезвучия.

Система четырёх степеней родства тональностей

В бригадном учебнике (московская школа – наследуют традиции Чайковского) предлагается не три, а целых четыре степени родства тональностей. Весомого различия между московской и питерской системами нет. Оно состоит лишь в том, что в случае системы четырёх степенейтональности второй степени разделяются на две.

Напоследок… А зачем вообще надо разбираться в этих степенях? И без них вроде хорошо живётся! Степени родства тональностей, вернее их знание, пригодятся при игре модуляций. Например, о том как играть модуляции в первую степень из мажора, читайте здесь.

P.S. Отдохни! Не скучай! Посмотри видео, которое мы тебе приготовили. Нет, это не тот  мультик про Масяню, это регтайм Джоплина:





Автор – Владимир Жеребцов + администратор

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 2, в среднем: 3,50 из 5)
Loading...