Строгий и свободный стиль в полифонии

строгий и свободный стиль Полифония – это тип многоголосия, основанный на  сочетании и одновременном развитии двух и более самостоятельных мелодий. В полифонии, в процессе её развития, сформировались и развились два стиля: строгий и свободный.

Строгий стиль или строгое письмо в полифонии

Строгий стиль совершенствовался в вокально-хоровой музыке XV–XVI веков (хотя сама полифония, конечно же, возникла гораздо раньше). Это означает, что особенность построения мелодии в большей мере зависела от возможностей человеческого голоса.





Диапазон мелодии обуславливался той тесситурой голоса, для которого музыка предназначалась (обычно диапазон не превышал интервала дуодецима). Здесь были исключены считавшиеся неудобными для пения скачки на малую и большую септиму, уменьшенные и увеличенные интервалы. В мелодическом развитии преобладало плавное и ступенчатое движение на диатонической ладовой основе.

В этих условиях первоочередную важность получает ритмическая организованность структуры. Таким образом, ритмическое многообразие в ряде произведений является единственной движущей силой музыкального развития.

Представителями полифонии строгого стиля являются, к примеру, О. Лассо и Дж. Палестрина.

Свободный стиль или свободное письмо в полифонии

Свободный стиль в полифонии развивался в вокально-инструментальной и в инструментальной музыке, начиная с XVII века. Отсюда, то есть из возможностей инструментальной музыки, и исходит свободное и непринуждённое звучание темы мелодии, так как она уже не зависит от диапазона певческого голоса.

В отличие от строгого стиля, здесь разрешаются большие интервальные скачки. Большой выбор ритмических единиц, а также широкое применение хроматических и альтерированных звуков – всё это в полифонии отличает свободный стиль от строго.

Творчество прославленных композиторов Баха и Генделя является вершиной свободного стиля в полифонии. По тому же пути шли затем и почти все более поздние композиторы, например, Моцарт и Бетховен, Глинка и Чайковский, Шостакович (у него, кстати, были эксперименты и со строгой полифонией) и Щедрин.

Итак, попробуем сравнить эти 2 стиля:

  • Если в строгом стиле тема нейтральна и трудно запоминаемая, то в свободном стиле тема —  яркая мелодия, простая для запоминания.
  • Если техника строгого письма затрагивала главным образом вокальную музыку, то в свободном стиле жанры разнообразны: и из области музыки инструментальной, и из области музыки вокально-инструментальной.
  • Музыка в строгом полифоническом письме в своей ладовой основе опиралась на старинные церковные лады, а в свободном полифоническом письме композиторы вовсю оперируют более централизованным мажором и минором с их гармоническими закономерностями.
  • Если для строгого стиля характерна функциональная неопределённость и ясность приходит исключительно в кадансах, то в свободном стиле определённость в гармонических функциях ярко выражена.

В XVII–XVIII веках композиторы продолжали широко применять формы эпохи строгого стиля. Это мотет, вариации (в том числе основанные на остинато), ричеркар, различного рода имитационные формы на хорал. К свободному стилю относятся фуга, а также многочисленные формы, в которых полифоническое изложение взаимодействует с гомофонным складом.





Автор – Г.М.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...