Транспонирование музыки

ребенок и микрофон

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.





В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую  тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1)    транспонирование на заданный интервал;

2)    замена ключевых знаков;

3)    замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:в лесу родилась елочка

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:в лесу родилась елочка

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

в лесу родилась елочка

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а)     Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б)    Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

в лесу родилась елочка

в лесу родилась елочка

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:





  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 6, в среднем: 3,67 из 5)
Loading...