Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

тритоны на сольфеджио

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

табличка тритоны сольфеджиоИз этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

сольфеджио тритоны в тональности до мажор, ре мажор Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.



Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 17, в среднем: 4,29 из 5)
Loading...
  • Вероника

    Мда… Учитесь детишки… В 7 классе экзамен сдавать… Забывается…

  • Лиза

    вероника это ещё то..нам вообще в 5 классе здавать:(

  • Диана

    Вот-вот, в 5 классе ппц, я сейчас в 5 классе, а впервые узнала о них на поза прошлом уроке…

  • Вита

    А я вообще в 4 классе сдавала…Так что вам еще везет))

  • http://photoufa.wordpress.com Амалия

    Спасибо огромное за ваш сайт! Все просто и понятно! Сегодня нашла и думаю, что теперь буду постоянно заходить!!!:)

  • Диман

    а мне сегодня вообще экзамен по сольфеджио сдавать

  • Диман

    по 5 классу

  • Диман

    ну это последний год ураааааааа 🙂

  • дарья

    Это моя любимая тема по сольфеджио!))

  • Николай

    осталось 2 часа до экз.думаю успею…

  • Сандра

    Помогите пожалуйста!
    Как построить от звука соль ум.5-м6

  • admin

    Ответ: 1) уменьшённая квинта в малую сексту не разрешается; 2) о том, как построить ум5 — читать выше.

  • Сандра

    Помогите пожалуйста!
    Как построить от звука соль ум.5-б3

  • admin

    Пожалуйста)) ум5: соль — ре-бемоль; б3: ля-бемоль — до (разрешение в тональность ля-бемоль мажор)

  • Никита Мальков

    Нам говорили, что ув.4 строится в нат. маж и гарм. мин.,а ум.5 наоборот. Т. е. можно ли построить ув.4 в нат. маж.?

  • admin

    Конечно! И ув.4, и ум.5 можно построить в натуральном МАЖОРЕ и в натуральном МИНОРЕ, в гармоническом МАЖОРЕ и в гармоническом МИНОРЕ. На каких ступенях — смотрите табличку в статье))

  • Никита Мальков

    Извините, но вы не могли бы подсказать: как строятся цепочки из аккордов? Например, построить в гамме си минор (гармонический вид) цепочку: T5/3 — T6 — S5/3 — D7 — T6.

  • Никита Мальков

    Куда разрешаются D7, D6/5, D 4/3, D2?

  • admin

    Все эти аккорды разными способами разрешаются в тонику, а по поводу цепочек аккордов подсказки смотрите здесь — http://music-education.ru/na-kakih-stupenyah-stroyatsya-akkordy-tablitsy-po-solfedzhio/

  • Тома

    А вот мне надо построить тритоны в гармоническом ля мажоре с разрешением!
    Я вроде бы построила тритоны ре бемоль-си, ми-си, си-ре бемоль и си-ми. Помогите с разрешением, пожалуйста!

  • admin

    неправильно построили)) поэтому и с разрешением проблемы)) откуда ре-бемоль в ля мажоре??? сроду не бывало!)) в ля мажоре три диеза — фа, до и соль. Шестая пониженная ступень (вам же надо гармонический) — фа-бекар. Вот от неё и пляшем: фа-бекар си — ув4 — разрешаем в ми до-диез — б6; ну и обращение ув4 — ум5 в гармоническом ля мажоре — си фа-бекар, разрешаем в до-диез ми — м3! Всё предельно просто!

  • Лерок

    я вам больше скажу, я на втором курсе муз.училища этого уже не помню)

  • Ляля М

    Подскажите, пожалуйста, правильно ли я построила тритоны в ля-миноре:
    ув4 фа-си разреш. ми-до (натур), ре-сольдиез разреш до-ля (гарм)
    ум5 си-фа разреш до-ми (натур), сольдиез-ре ращреш ля-до (гарм)

  • Зоя

    Огромное спасибо !!! Если б н вы то мне б завтра такая крышка была. В 6 классе учусь , переходной класс , завтра зачёт по тритонам! Этот сайт так тщательно объяснил ! Что б я без него делала ??? СПАСИБО!

  • Мерей

    Пропустила урок…А,тритоны не поняла … На проверочной контрольной написала , что попало…Стыдно перед учительницей теперь ходить … Хорошо что хотя бы сегодня нашла ваш сайт … Спасибо!!!

  • Миша

    Помогите пожалуйста !как построить тритоны в ля бемоль мажоре

  • Ирина

    Здравствуйте.Объясните пожалуйста как построить Ум5 с разрешениями(натур.,гарм.мажор,натур.гарм.,минор) от ноты ми-
    БЕМОЛЬ!Ув4 построила,а Ум5 не могу никак разобраться в каких гаммах это получится?Спасибо.

  • Элисса

    Мдаа…мне это ещё сегодня отвечать) Только я в 6 классе)

  • Саша

    строю ум 5 от cis. Построила от 7 ступени, не понимаю как строить от 2. Учитель говорит, хорошо, молодец от 7 построила, сейчас давай от 2 ст. НО Я НЕ ПОНИМАЮ КАК ЭТО. Скоро экзамен, учусь в 6 классе. ПОМОГИТЕ!

  • Ария

    Помогите я в сольфеджио вообще ничего не понимаю. Как в ля и ми мажоре построить тритоны? Помогите очень прошу.

  • Алина

    Помогите построить от фа мажор ув2, ув5, ув4

  • Pointy ears

    Я Вас очень прошу, просто умоляю! Назовите, пожалуйста, какие в тональности могут быть 4 уменьшенных и 4 увеличенных интервала! Мне это петь надо будет, а я даже что петь не могу понять!!! Мне очень — очень нужна помощь! У меня выходит только три. Вот уменьшенные: Ум5, Ум4, Ум7.
    Вот увеличенные: Ув4, Ув5, Ув2.
    В каждом ряду какой-то из интервалов должен удваиваться, но какой, я никак не могу понять… Помогите, пожалуйста…

  • Некто

    Пф.
    В одной тональности — две пары тритонов.
    Гармонические и Натуральные.

MAXCACHE: 0.46MB/0.00026 sec