Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент?

виды переборов на гитареНачинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.





Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

рука гитаристаЧтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово «pimac« и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

простое арпеджио на гитареПростой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

простые переборы на гитаре

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

простое арпеджио на гитареПростой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура —  still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

игра аккордов перебором

игра аккордов перебором

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

перебор на струнахПеребор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

перебор на отдаленных струнах на гитаре

как играть вальсовый аккомпанемент на гитареПеребор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1  (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три —  раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

игра вальса на гитаре

виды переборов на гитареПеребор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь — «Основные музыкальные жанры«. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

виды переборов на гитаре

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии «вид перебора» стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер — сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности  в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Занятия не должны утомлять. Если чувствуется усталость, и допускается всё больше ошибок, разумнее будет отдохнуть некоторое время и снова приступить к занятиям. Если вы совсем новичок в вопросах игры на гитаре, то почитайте вот это – «Упражнения для начинающих гитаристов»

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!





Автор – Алексей Лириков

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов)
Loading...