Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии

Всю жизнь она числилась простой танцовщицей, получив звание балерины за месяц до пенсии. При этом ее имя стоит в одном ряду с такими великими женщинами, как Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Более того, она была первым в России профессором классического танца, воспитав целую плеяду гениальнейших танцовщиц ХХ века. Ее имя носит Академия русского балета в Петербурге, ее книга «Основы классического танца» переиздавалась 6 раз. Словосочетание «школа русского балета» для балетного мира означает «школа Вагановой», от этого особенно удивительно, что когда-то девочку Грушу считали посредственной.

Приглашаем посетить всех желающих школу танцев GallaDance в Москве. «GallaDance» – это ваше Время Танцевать.

Юная ученица не отличалась миловидностью, на ее лице застыло суровое выражение человека с тяжелой жизнью, большие стопы, некрасивые руки – все совершенно не то, что ценилось при приеме в балетную школу. Чудом Грушу Ваганову, которую привел на экзамены отец, отставной унтер-офицер, а ныне капельдинер Мариинского театра, приняли в ученицы. Это существенно облегчило жизнь остальной семье, где было еще двое детей, ведь теперь она содержалась за казенный счет. Но отец вскоре умер, на семью снова обрушилась нищета. Ваганова ужасно стыдилась своей бедности, у нее не было средств даже на самые необходимые расходы.

Во время дебюта на императорской сцене Груша…упала с лестницы. Она так спешила в свой первый раз на сцену, что поскользнулась и, ударяясь затылком о ступени, скатилась по лестнице. Несмотря на искры из глаз, она вскочила и побежала на выступление.

После зачисления в кордебалет она получила оклад в 600 рублей в год, чего едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Зато нагрузка была чудовищной – Грушу занимали чуть ли не во всех балетах и операх с танцевальными сценами.

Ее страсть к танцу, пытливость во время занятий, трудолюбие были безграничными, но никак не помогали выбиться из кордебалета. То она 26-ая бабочка, то 16-ая жрица, то 32-ая нереида. Недоумевали даже критики, увидевшие в ней задатки незаурядной солистки.

Не понимала этого и Ваганова: отчего кто-то получает роли с легкостью, а она – после ряда униженных просьб. Пусть она академически правильно танцевала, пуанты легко возносили ее в пируэтах, но к ней питал неприязнь главный балетмейстер Мариус Петипа. Ко всему прочему Груша не отличалась дисциплиной, от чего становилась частой причиной штрафных рапортов.

Спустя время Вагановой все же доверили сольные партии. Ее классические вариации были виртуозны, шикарны и блестящи, она демонстрировала чудеса прыжковой техники и устойчивости на пуантах, за что ее прозвали «царицей вариаций».

Несмотря на всю свою некрасивость, у нее отбоя не было от поклонников. Дерзкая, отважная, неугомонная, она легко сходилась с людьми, вносила в любую компанию атмосферу раскрепощенного веселья. Ее часто приглашали в рестораны с цыганами, на прогулки по ночному Петербургу, да и сама она любила роль гостеприимной хозяйки.

Из всего сонма поклонников Ваганова выбрала Андрея Александровича Померанцева, члена правления Екатеринославского строительного общества и отставного подполковника путейской службы. Он был ее полной противоположностью – степенный, спокойный, мягкий, к тому же старше ее. Хотя официально они не были женаты, родившегося сына Померанцев признал, дав свою фамилию. Их семейный уклад был размеренным и счастливым: на Пасху накрывался пышный стол, на Рождество украшалась елка. Именно около установленной елки в канун нового 1918 года Померанцев застрелится… Причиной тому станет Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения, к которым он не смог приспособиться и пережить.

К пенсии Ваганову аккуратно подвели в ее 36 день рождения, хотя иногда и давали танцевать в спектаклях, где она по-прежнему демонстрировала полную силу и блеск.

После революции ее пригласили преподавать в «Школу мастеров хореографии», откуда она перешла в Ленинградское хореографическое училище, ставшее делом всей ее жизни. Оказалось, что истинное ее призвание – не танцевать самой, а учить других. Хрупкая женщина в черной узкой юбке, белоснежной блузке и с железной волей воспитывала своих учениц личностями, артистами. Она создала уникальный сплав французского изящества, итальянской динамичности и русской души. Ее «вагановские» методы подарили миру эталонных классических балерин: Марину Семенову, Наталью Дудинскую, Галину Уланову, Аллу Осипенко, Ирину Колпакову.

Ваганова лепила не только солисток, кордебалет Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова, признанный лучшим в мире, был наполнен ее выпускницами.

Ни годы, ни болезни не сказывались на Агриппине Вагановой. Каждой своей частичкой она хотела работать, творить, учить, отдаваясь любимому делу без остатка.

Она ушла из жизни в 72 года, но до сих пор продолжать жить в вечном движении любимого балета. А также рекомендуем ознакомиться с материалом кроссворд “музыкальные инструменты”



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *