Альфред Шнитке: пусть сначала киномузыка
Музыка сегодня проникает во все сферы нашей жизни. Скорее можно сказать, что нет такой области, где бы музыка ни звучала. Естественно, что это в полной мере относится и к киноискусству. Давным-давно остались в прошлом те времена, когда фильмы показывали только в кинотеатрах и пианист-иллюстратор своей игрой дополнял происходящее на экране.
На смену немым фильмам пришло звуковое кино, потом мы узнали про стереозвучание, а дальше обычным явлением стало 3D-изображение. И всё это время музыка в фильмах постоянно присутствовала, и была необходимым элементом.
Но кинозрители, поглощённые сюжетом фильма не всегда задумываются над вопросом: а кто же занимается созданием киномузыки. А есть и ещё более интересный вопрос: если фильмов, вчера, сегодня и завтра – очень много, то откуда взять столько музыки, чтобы её хватило и на драмы, трагедии с комедиями, и на все остальные фильмы?
О работе кинокомпозиторов
Сколько фильмов – столько и музыки, и с этим не поспоришь. А значит, музыку нужно сочинять, исполнять и записывать в звуковую дорожку к любому фильму. Но прежде чем звукорежиссер приступит к записи звукового сопровождения надо, чтобы музыку кто-то сочинил. И как раз этим и занимаются кинокомпозиторы.
Всё-таки нужно попытаться определиться с видами киномузыки:
- иллюстративная, подчеркивающая события, действия, а по сути – самая простая;
- уже известная, когда-то прозвучавшая, часто классика (может быть и популярная);
- музыка, специально написанная для конкретного фильма, может включать иллюстративные моменты, отдельные инструментальные темы и номера, песни и т.п.
Но общее у всех этих видов то, что музыка в фильмах всё-таки занимает не самое главное место.
И поэтому кинокомпозитор вынужден «быть слугой» сюжета, событий, героев и всего того, что увидит кино- (и теле-) зритель.
Эти рассуждения понадобились для того, чтобы доказать и подчеркнуть трудность и определённую художественную зависимость кинокомпозитора.
И тогда становится понятным масштаб таланта, гениальности композитора Альфреда Шнитке, сумевшего заявить о себе в полный голос сначала через работу в качестве кинокомпозитора.
А зачем Шнитке была нужна киномузыка?
С одной стороны ответ простой: в консерватории и аспирантуре обучение закончено (1958-61гг.), преподавательская работа – это ещё не творчество. А заказывать и исполнять музыку молодого композитора Альфреда Шнитке никто не спешил.
Тогда остается одно: писать музыку к фильмам и вырабатывать свой язык и стиль. Благо потребность в киномузыке есть всегда.
Позже сам композитор скажет, что начиная с начала 60х он «будет вынужден писать киномузыку в течение 20 лет». Это и элементарная работа композитора для «добывания хлеба насущного», и отличная возможность для поисков и экспериментов.
Шнитке относится к числу композиторов, которым удалось шагнуть за рамки киножанра и при этом создавать не только «прикладную» музыку. Причина тому – гениальность мастера и огромная работоспособность.
С период с 1961 по 1998 (год смерти) написана музыка более чем к 80 фильмам и мультфильмам. Жанры фильмов с музыкой Шнитке чрезвычайно разнообразны: от высокой трагедии до комедии, фарса и фильмов о спорте. Стилистика и музыкальный язык Шнитке в киноработах – предельно разнообразны и контрастны. Музыкальные критики напишут, что он (А.Шнитке) охватывает, всё что нужно, использует всё, что было выдумано (в музыке) до него.
Вот и получается, что киномузыка Альфреда Шнитке – это ключ к пониманию его музыки, созданной в серьёзных академических жанрах.
О лучших фильмах с музыкой Шнитке
Конечно, внимания они заслуживают все, но обо всех рассказать трудно, поэтому – просто стоит назвать некоторые:
- «Комиссар» (реж. А.Аскольдов) – более 20 лет находился под запретом по идейным соображениям, но всё-таки зрители фильм увидели;
- «Белорусский вокзал» – специально для фильма Б.Окуджавой была сочинена песня, звучащая и в виде марша (оркестровка и остальная музыка принадлежат А.Шнитке);
- «Спорт, спорт, спорт» (реж.Э.Климов);
- «Дядя Ваня» (реж. А.Михалков-Кончаловский);
- «Агония» (реж. Э.Климов) – главный герой – Г.Распутин;
- «Белый пароход» – по повести Ч.Айтматова;
- «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. А.Митта) – по мотивам произведений А.Пушкина о царе Петре;
- «Маленькие трагедии» (реж.М.Швейцер) – на основе произведений А.Пушкина;
- «Сказка странствий» (реж А.Митта);
- «Мертвые души» (реж.М.Швейцер) – кроме музыки к фильму существует ещё «Гоголь-сюита» к спектаклю театра на Таганке «Ревизская сказка»;
- «Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара) – судьба фильма и путь к зрителям были трудны и противоречивыми, но вариант фильма в сети сегодня можно найти.
Названия дают представление о темах и сюжетах. Более проницательные читатели обратят внимание на имена режиссеров, среди них много известных и значительных.
А есть ещё и музыка к мультфильмам, например «Стеклянная гармоника», где через детский жанр и музыку А. Шнитке, режиссер А. Хржановский начинает разговор о шедеврах изобразительного искусства.
Но лучше всего о киномузыке А.Шнитке скажут его друзья: режиссеры, музыканты-исполнители, композиторы.
О национальном начале в музыке Шнитке и полистилистике
Обычно это бывает связано с национальностью, семейными традициями, ощущением принадлежности к определенной духовной культуре.
Немецкое, еврейское и русское начало – у Шнитке слились воедино. Это сложно, это непривычно, это необычно, но в тоже время просто и талантливо, как может это «сплавить» воедино гениальный творец-музыкант.
Термин поли (poly) – переводится как много. Применительно к музыке Шнитке это значит, что отражено и показано разнообразие стилей, жанров и направлений: классика, авангард, старинные хоралы и духовное песнопение, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарная музыка, джаз и др.
Композитор использовал приемы полистилистики и коллажа, а также своеобразного «инструментального театра» (характерность и яркая определенность тембров). Точный звуковой баланс и логичная драматургия придает целевую направленность и организует развитие чрезвычайно пёстрого материала, разграничивая подлинное и антуражное, и утверждая в итоге высокий позитивный идеал.
О главном и важном
Сформулируем идеи:
- через фильм-событие, фильм-аллегорию музыка Альфреда Шнитке заставляет задуматься о важном, главном в жизни отдельного человека, общества, нации, всего человечества;
- когда-то Шнитке сказал, что музыка – это «подслушанные крики времени». И совершенно неважно, по какому поводу это сказано. Гораздо важнее, что Мастер понимает, объясняет и переводит «крики, вопли, слова и шёпот» своих современников в музыкальные звуки. А значит, современники и потомки услышат, что звучало в наших душах;
- Шнитке разговаривает со своим слушателем на языке музыки о важных вещах. Но этот язык надо научиться понимать, только тогда придет понимание мыслей композитора;
- киномузыка Шнитке – может помочь в понимании, потому что есть видеоряд, потому что слушать и одновременно смотреть – это чуть-чуть легче.
А дальше – встреча с музыкой Альфреда Шнитке, гения 2й половины 20в. Никто не обещает, что это будет легко, но это нужно, чтобы найти в себе человека, чтобы понять, что в жизни должно быть главным.