Андрес Сеговия Торрес: Возрождение гитары

          ИСПАНИЯ!!!  Родина великих мореплавателей, древних рыцарских романов, плутовской литературы.  Земля Сервантеса, Веласкеса, Гойи…  Страна неугасимого темперамента, открытости и Чести. Где еще встретишь такую жизнерадостность?! Для испанца  вечер – не подготовка ко сну, а начало разгульного веселья! Песни, танцы, фламенко…  Многие верят, что музыка Испании лучшая в мире. Здесь и только здесь могла родиться гитара!

     Мы расскажем Тебе о великом испанском гитаристе Андресе Сеговия Торресе ( 1893-1987гг.), человеке-легенде. Ему посчастливилось родиться в Испании, в небольшом андалузском городке Линаресе, впитать в себя богатую историю, культуру, традиции этой страны. Почти  сто лет он прожил с Испанией в своем сердце и со всем человечеством в душе, служа одной госпоже – Гитаре. Он возродил Гитару и возвеличил её, придал ей академическое звучание.

     Андрес Сеговия с самого детства, сразу после того, как подружился с гитарой, узнал от старых испанских гитаристов печальную историю угасания  жизни этого прекрасного инструмента, снижения роли шестиструнной в симфонической жизни планеты. Голос  гитары всё слабее звучал на музыкальном Олимпе, уступая   звукам фортепиано, скрипки, виолончели… В концертные залы Испании гитару перестали приглашать…

     Мысль о возрождении любимого инструмента полностью овладела юным Андресом и стала для него путеводной звездой на всю жизнь.

     Подвиг Андреса Сегивии состоял в том, что решать эту сверхсложную задачу ему было предначертано, пожалуй, на одном из самых драматичных этапов жизни Испании.

     Андресу было суждено родиться за пять лет до жестокого поражения Испании в войне с США. Его родина потеряла свои заморские колонии, утратила статус морской державы. Андрес Сеговия вместе со своей страной пережил падение и возрождение королевской власти. Через его душу окровавленными сапогами прошла  первая война человечества с фашизмом, вспыхнувшая  в Испании за три года до начала Второй мировой войны. Тогда, в 1936 году, на испанской земле фашизм (испанский, немецкий и итальянский) схлестнулся с испанскими республиканцами, которых поддержали оружием и интернациональными бригадами Россия, Франция, Польша, США. На стороне республиканцев  были Эрнест Хэмингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Михаил Кольцов, Илья Эренбург, Джордж Оруэлл (был ранен снайпером в горло) и многие другие. Андрес Сеговия  пережил страшную гибель Герники, победу фашистов, огромные человеческие жертвы. Гражданская война в Испании унесла 600 тысяч жизней. Более миллиона противников режима, антифашистов оказались в тюрьмах, лагерях. Десятки тысяч испанских детей из семей проигравших республиканцев, спасая свои жизни, покинули родину. Уехали в Россию, Францию, Бельгию, Англию, Голландию… Среди приехавших в Москву испанских детей, ваших сверстников, была девочка, которая, повзрослев, стала мамой легендарного  российского хоккеиста  Валерия Харламова.

      Музыка в эти страшные годы стонала, задыхалась. Она выжила в Испании не столько в нотах, сколько в душах безоружных защитников культуры, таких как  Сеговия.

     Музыка для маленького Андреса началась после решения его родителей (отец –  Бонифасио Сеговия Монторо,  мать – Роза Торрес Крус) отдать сына в семью дяди дона Эдуарда и тети Марии, у которых своих детей не было. Дядя любил музыку. В его доме бывали музыканты. По инициативе дона Эдуарда, Андрес в пятилетнем возрасте начал учиться играть на купленной ему скрипке, стал осваивать фортепиано и виолончель. Однако, первый приглашенный учитель оказался плохим педагогом. Он был недобрым, нечутким и, возможно, даже жестоким  учителем. Вскоре это понял даже дядя. Занятия были прекращены.

      В это время в их доме оказался странствующий гитарист. Он стал исполнять страстную, зажигательную, экспрессивную мелодию фламенко! Как вспоминал в своей автобиографии сам Андрес, « при первом сильном расгеато (дрожащий звук, быстрое чередование аккордов) я соскочил со стула и упал. А когда он начал играть красивые народные мелодии, я был пленен звуками гитары». Когда стихли последние аккорды, Андрес услышал, возможно, самые желанные, самые значимые в его жизни слова: «Хочешь научиться играть?»   Сил у мальчика  хватило только на то, чтобы кивнуть головой в знак согласия.

        Учеба продлилась недолго: всего два месяца. Смышленый, талантливый, горящий желанием учиться мальчик страстно впитывал в себя науку игры на гитаре. Андрес вспоминал: «Всё моё существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре… Я позабыл обо всём на свете, кроме гитары». Было ему шесть лет…

      Уже в зрелые годы на вопрос «Когда он начал играть на гитаре?» Сеговия ответил: «До того, как я родился».

      Итак, едва начавшись, уроки игры на любимом инструменте, завершились. Как ни странно, на пути между Андресом и его новым другом – гитарой встал сам дядя. Отражая бытовавшие в те годы настроения, суждения о «несерьезности», «немодности» гитары, невхожести её в престижные концертные залы, дон Эдуард хотел помешать новому увлечению племянника.

      Андресу помог друг. Он помог купить простенькую гитару. Осваивать любимый инструмент Сеговия тайком бегал к соседям. Оттуда дядя не мог услышать звуки гитары.

     Самообучение игре на гитаре шло параллельно с осмыслением и решением другой сверхзадачи: повышения престижа шестиструнной. Не отказываясь полностью от народной музыки, он постепенно стал осваивать классические произведения великих композиторов, написанные для других, доминантных в то время музыкальных инструментов.

     Надо было доказать, что шесть струн способны полноценно отразить красоту и глубину практически всех шедевров мировой музыкальной классики. Начал работать над расширением выразительных и технических возможностей гитары. Хотел доказать, что в умелых руках она способна быть сольным концертным инструментом. Шли годы упорного труда музыканта – новатора.

      Андрес с 14 лет начал выступать на концертах в Гранаде, Кордове, Севильи и других испанских городах. И наконец, в шестнадцатилетнем возрасте он выступил в столице страны Мадриде. Публика настороженно встретила молодого музыканта с его новой, необычной техникой исполнения, непривычным репертуаром. Он, в частности, стал исполнять в собственной обработке произведения Иоганна Себастьяна Баха. Сидевших в зале  насторожила и одновременно поразила глубина исполнительского мастерства юного гитариста. Он усилил голос гитары, извлекая звуки не только традиционным путем (кончиками, подушечками пальцев правой руки), но также используя  ногти в качестве медиатора.

         Впоследствии Андрес довел до совершенства применявшиеся им приемы апойяндо, тирандо, арпеджио и др. По-своему использовал прием барре, полубарре, пиччикато.

     Вспоминая свой первый концерт, Сеговия признался, что «ужасно волновался, чувствовал, как трясутся поджилки».

      На одном из первых концертов проявились такие его черты характера, как самокритичность, скромность. На вопрос, заданный ему перед выходом на сцену, «талантлив ли он?», ответил: «Вовсе нет. Сейчас вы сами услышите».

     От концерта к концерту росло его мастерство (сказался талант к самосовершенствованию) и одновременно постепенно стали меняться стереотипы, предубеждения публики в оценке возможностей гитары.

       Усилия Андреса Сеговии по возвеличиванию гитары подкреплялись новой тенденцией в политической и культурной жизни страны. В самом конце XIX – начале XX века стало набирать силу движение за возрождение культурных традиций Испании. Начавшись под лозунгом «Por nuestra musica»( «за нашу музыку»), это явление получило впоследствии название «Ренасимьенто»(Renacimiento – Возрождение). Это движение возникло как реакция испанского общества на сокрушительное поражение, которое Испания потерпела в 1898 году в войне с  США.

        Большинство музыкальных экспертов полагает, что Андрес Сеговия Торрес смог окончательно покорить Испанию своей музыкой, когда ему исполнилось 22 года. Именно к этому времени, благодаря его усилиям (при активнейшей роли испанского композитора и гитариста-исполнителя Ф. Тарреги) удалось возродить гитару. Андрес научил ее солировать (он был первым в мире гитаристом, который выступил с симфоническим оркестром), исполнять самую сложную классическую (Гендель, Моцарт, Бетховен) и современную музыку.  Ему удалось привлечь к обогащению репертуара гитары таких известных композиторов, как Моррено Торроба, Пабло Казальс, Хоакин Родриго, Мануэль де Фалья и многих других селебритис.  Со временем Андрес довел свой репертуар до 500 произведений.

     Сеговия поразил Испанию своим виртуозным исполнительским мастерством. Критики не могли обнаружить в его игре никаких изъянов. Восхищала глубина и органичность интерпретаций.        

      Родилось новое явление, названное «сегоевская тишина», когда ошеломленная блестящей игрой публика, переводя дух от услышанного, осмысливая произведенный на неё эффект, не сразу взрывается овациями. Возникает феномен затянувшейся тишины. Обнаружить и осознать эту кажущуюся всем зрителям естественной паузу можно только просматривая видео- или аудиозапись концерта.

       Ещё совсем молодым Андрес Сеговия начал гастролировать по странам мира. Южная Америка, США, Европа, Австралия , Азия… В общей сложности он выступил с концертами в 70-ти странах мира. Он не только приносил людям радость и наслаждение. Одновременно Сеговия популяризировал классическую испанскую гитару, воздействовал на музыкальную образовательную политику разных стран. Благодаря ему во многих консерваториях и музыкальных школах мира были введены классы гитары.

      Хотел бы задать Тебе, юный музыкант, следующий вопрос: как Ты считаешь, мог ли Андрес Сеговия оказать непосредственное влияние на рождение и жизнь российских музыкальных школ, и  в частности,  музыкальной школы, носящей имя Александра Михайловича Иванова-Крамского?

       Некоторые ответили бы, что такого быть не может. Где Москва, а где Испания! Да и жил Сеговия в прошлом и даже позапрошлом веке! А Моя школа совсем новая, молодая.

     Постараемся внести ясность в этот вопрос. Начнем с того, что великий испанский гитарист, действительно,  и в нашей стране тоже популяризировал новые возможности классической гитары. С этой целью он четыре раза приезжал к нам: в 1926, 1927, 1930 и 1936гг. Выступал с концертами в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе.

      Организовал несколько встреч с юными, а также с уже состоявшимися, зрелыми музыкантами. На этих встречах он не только проводил мастер-классы, но также слушал игру наших гитаристов, анализировал её,  консультировал музыкантов. Проводил методические занятия, открытые уроки.

     С целью развития и совершенствования отечественной системы музыкального образования Андрес Сеговия встречался с представителями музыкальных кругов (элитой и чиновниками), влияющими на формирование музыкальной стратегии страны.

      Как мы указали выше, последний визит испанского музыканта – миссионера состоялся в 1936г. В последующие годы, с приходом в Испании к власти фашистов, отношения между двумя странами резко ухудшились. Поездки прекратились, культурные связи были заморожены. А в нашей стране по упомянутым политическим, а так же по «идеологическим» причинам  стала расти предвзятость к гитаре как «чуждому элементу западной культуры». Период искреннего интереса к этому музыкальному инструменту в нашей стране сменился в середине 30-х годов ХХ века «холодной войной» против гитары. На многие годы обучение игре на гитаре было практически свернуто.
     Растопить эту «холодную войну», вернуть полноценное преподавание по классу гитары удалось Александру Михайловичу Иванову-Крамскому, имя которого с гордостью носит наша музыкальная школа.

     Иванова-Крамского вдохновил на сложную и опасную борьбу за судьбу гитары ни кто иной, как испанский гений Андрес Сеговия! Дело в том, что в 1926 году 14-летнему Александру Иванову-Крамскому (в то время он учился игре на скрипке) очень повезло. Ему довелось увидеть и услышать испанского корифея. Это случилось на концерте Мастера в Большом зале Московской консерватории. Впечатление от музыки было настолько сильным, что юный Александр решился на радикальные меры: стал осваивать совершенно новый для него музыкальный инструмент.

       А.М. Иванову-Крамскому многому удалось добиться благодаря своему трудолюбию, таланту и глубокой вере в классическую гитару. Он прославился как выдающийся классический гитарист, композитор, дирижер, педагог. Был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».

     Так иногда переплетаются судьбы великих людей!

      Итак, получается, что учеба в этой музыкальной школе стала возможной благодаря совместной героической борьбе двух подвижников, безгранично любивших гитару.

     У Тебя появились большие возможности, перспективы, раздвинулись горизонты. Ты можешь участвовать в ежегодном Всероссийском конкурсе юных исполнителей на классической гитаре имени А.М. Иванова-Крамского. Подготовить к конкурсу Тебя смогут такие профессионалы-гитаристы. как Н.А Иванова-Крамская (дочь великого гитариста), Д.В. Бородаев, заведующий отделом гитары А.М.Фильченков и другие. А если будешь учиться подобно Сеговии и Иванову-Крамскому, то рано или поздно тебя будут приветствовать на международных конкурсах, в том числе в Испании.

     Слова благодарности за возможность заниматься музыкой мы адресуем нашим учителям, а также учителям наших учителей.

Андресу Сеговии Торресу принадлежат следующие слова: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты, подобно островам, разбросаны в океане. Мой остров – гитара». Благодаря музыкальному подвигу великого испанца его остров превратился в большой архипелаг, судьба которого теперь в Твоих руках… А также рекомендуем ознакомиться с материалом

классическая музыка на гитаре

мифы о музыке



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *