Арабский фольклор – зеркало Востока
Культурное достояние арабского мира, одной из мудрейших и наиболее могущественных цивилизаций, – фольклор – отражает сущность бытия Древнего Востока, его традиции, устои и во многом обусловлено мусульманским мировоззрением арабов.
Расцвет через завоевания
Первый памятник арабского фольклора датируется 2-ым тысячелетием до н.э. в виде надписи, которая гласит, что ассирийские рабы околдовывали пением своих надсмотрщиков. В древние времена Аравийский полуостров был центром развития арабской культуры, истоки которой исходят из глубинок Северной Аравии. Завоевание арабами ряда высокоразвитых держав привело к расцвету культуры, которая, однако, развивалась впоследствии под влиянием приграничных цивилизаций.
Характерные особенности
Что касается традиционной инструментальной арабской музыки, то она не получила широкого распространения, поэтому сведения о ней весьма немногочисленны. Здесь инструментальная музыка практически не используется в виде самостоятельного вида творчества, но является неотъемлемым элементом в исполнении песен и, конечно же, восточных танцев.
Большая роль в таком случае отводится ударным, которые отражают яркую эмоциональную окраску арабской музыки. Остальные музыкальные инструменты были представлены в более скудном ассортименте и являли собой примитивный прототип современных.
Даже на сегодняшний день тяжело найти арабский дом, где не было бы какого-нибудь ударного инструмента, которые производятся из широкодоступных материалов типа кожи, глины и т.д. Поэтому доносящиеся из окон домов напевы незамысловатых мотивов, сопровождаемые ритмичным постукиванием, – вполне обычно явление.
Макамы как отражение менталитета
Макамы (араб. – makam) представляют собой один из ярчайших элементов арабского фольклора. Звуковое строение макама довольно необычно, поэтому они сложны для восприятия людей, которые не знакомы со спецификой культурно-исторической среды данной нации. К тому же основы музыкальной теории Запада и Востока в корне отличаются, так что человека, выросшего в лоне европейской музыки, восточные мотивы могут ввести в заблуждение. Макамы, как и всякий фольклор, изначально хранились лишь в устной форме. А первые попытки их записи пришлись только на 19 век.
Древний арабский фольклор характеризуется слиянием музыки и поэзии. Широко известны профессиональные поэты-певцы – шаиры, песни которых, как считали люди, обладали магическим влиянием. В каждой деревне был свой шаир, который от случая к случаю исполнял свои песни. Их тематика была произвольной. Среди них были песни мести, похоронные, хвалебные, песни для конников и погонщиков скота, траурные и др.
Арабский фольклор – это ассимиляция зародышей самобытной культуры арабов и развитого искусства завоёванных ими народов, и это смешение национальных колоритов трансформируется в великолепное творчество, отражающее невероятно специфический, необычный характер африканской и азиатской цивилизации.
Автор – Ирина Васнецова