Диагностика музыкальных способностей детей: как не ошибиться?

диагностика музыкальных способностей детейК вопросу о необходимости и пользе музыкального образования всегда существовало неоднозначное отношение со стороны родителей и педагогов. Но наиболее важным аспектом этой проблемы является задача обнаружения способностей к музыке и выявление многочисленных распространённых заблуждений на эту тему.

Нередко приходится слышать сетования родителей на отсутствие у ребенка музыкального слуха и их мнение о бесполезности занятий музыкой. А знают ли родители о диагностике музыкальных способностей и психологии развития музыкальных задатков у детей?

Музыку нужно слушать, но в большей степени… слышать!

Способности к музыке не могут существовать обособленно. Комплекс музыкальных способностей получает свое развитие в процессе музыкальной деятельности детей.

Музыкальные наклонности – явление многогранное. Оно объединяет в себе как конкретные физиологические параметры, такие как слух, ритмическое чувство, моторику и т.д., так и необъяснимое субъективное явление, именуемое музыкальным чутьём. Причём, вторая категория не менее важна, чем первая: физиологические данные обеспечивают успешность технологического процесса овладения музыкальными произведениями, а музыкальная интуиция эмоционально оживляет исполнение, оставляя незабываемые впечатления у слушателей.

В основе стремления к музыкальным занятиям лежит именно музыкальное чутьё. Ребёнку, не проявляющему интерес к музыке, будет сложно преодолевать трудности овладения тем или иным инструментом. Возможно развитие музыкального слуха, моторики, чувства ритма, координации, можно достичь положительных результатов в постановке голоса, легко определиться с выбором музыкального инструмента, но способность интуитивного чувствования музыки далеко не всегда и не у всех подлежит развитию и совершенствованию.

Мой ребёнок не умеет петь! Зачем ему учиться музыке?

По оценке среднего обывателя слух связывается с чистым голосовым интонированием. Это одна из самых распространённых ошибок при самостоятельной диагностике музыкальных способностей детей. Многие, послушав пение своего малыша, выносят вердикт о том, что ему «медведь наступил на ухо».

Однако следует помнить, что способность к владению голосом – специфическое умение. У кого-то есть природная данность этой способности, другие работают над её выработкой долгие годы, и нередко, на закате самой «крутой» карьеры так и не овладевают ею. А ведь часто встречаются дети, не способные управлять голосом, но умеющие отлично слышать музыку. Многие из них в дальнейшем становятся замечательными профессиональными музыкантами.

«Технология» определения музыкальной одарённости детей

Что же делать родителям для выявления музыкального дарования у детей? Первостепенным условием при работе над процессом диагностики музыкальных способностей детей является прослушивание самой разнообразной, желательно, академической музыки. Непременно нужно посещать с ребёнком концерты классической музыки,  тщательно выбирая программы, которые состоят из необъёмных произведений – пусть это будут самые известные классические музыкальные произведения или какая-нибудь тематическая подборка, например, подборка музыкальных произведений о природе.

Полезно прослушивание различных инструментов, музыкальных групп и исполнителей разных эпох. Детям нужно давать понятие о музыкальных инструментах и жанрах в доступной, понятной для них форме.

Очень важно следить за реакцией малыша – самым главным показателем природных музыкальных данных. Ребёнок, обладающий скрытым запасом музыкальных способностей, внимательно слушает мелодию или любимую запись, танцует или, замирая, прислушивается к мотиву, проявляет большой интерес и яркое эмоциональное отношение.

Артистичность и выразительность при чтении стихов, также являющемся одним из видов исполнительства, может быть свидетельством эмоциональности и склонности к художественному самовыражению в музыкальных произведениях. И, наконец, как ни странно, последним, а, отнюдь, не первым способом диагностики музыкальных способностей является проверка слуха.

При правильном профессиональном отношении к процессу совершенствования способностей музыкальный слух может развиваться. Ведь музыкальные наклонности являются как очевидной природной данностью, так и обладают неожиданными тенденциями динамики. Нужно лишь помнить о том, что приоритетным критерием выбора музыкального образования является желание самого малыша, его любовь к музыке. Взрослым необходимо раскрыть этот многогранный мир, эмоционально наполнив стремление ребёнка к развитию, и тогда он преодолеет самые сложные препятствия на пути к освоению любой профессии.

Автор – Ирина Бекян




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *