Диагноз – не-Моцарт… Надо ли педагогу переживать? Заметка про обучение детей игре на фортепиано
В ваш класс пришел новый ученик. Первый рубеж – вступительный экзамен – им успешно преодолён. Теперь настал ваш черед познакомиться с этим малышом. Какой он? Талантливый, «середнячок» или вовсе малоспособный? Что за лотерейный билетик вам достался?
Обучение детей игре на фортепиано – процесс непростой и ответственный, особенно в начальный период. Анализ природного потенциала ребёнка поможет правильно спланировать будущую работу с учетом сильных и слабых сторон.
Приёмная комиссия уже оценила его по схеме «слух-ритм-память». А что, если баллы эти – так себе? Будет ли это значить бесперспективность ваших педагогических усилий в обучении игре на фортепиано? К счастью, нет!
Не боимся медведя
В смысле того, который на ухо наступил.
- Во-первых, если ребенок не в силах чисто проинтонировать мелодию, это не приговор «Нет слуха!». Это всего лишь означает отсутствие связи между внутренним слухом и голосом.
- Во-вторых, фортепиано не скрипка, где слуховой контроль – необходимое условие качественного исполнения. Грязная певческая интонация не мешает игре пианиста, ведь ему дарован чудо-инструмент с уже готовым строем.
- В-третьих, слух можно развить, даже до абсолютного. Погружение в мир звуков – подбор по слуху, пение в школьном хоре, уроки сольфеджио, а тем более занятия по специальным методикам, например Д. Огороднова, – весьма этому способствует.
Вместе весело шагать…
Расшатанное метроритмическое чувство поддается корректировке чуть сложнее. Призыв «услышь сильную долю», «почувствуй, что восьмушки надо играть быстрее» будет для ребенка абстракцией. Пусть ученик найдет метр и ритм в себе, в своих движениях.
Шагайте. Идите вместе с музыкой. Равномерность шагов создает метрическую упорядоченность. Измерение музыкального времени через ходьбу лежит в основе пособия Н. Бергер «Сначала – ритм», которое можно порекомендовать тем, кто столкнулся с ритмическими трудностями.
Пианистическая хиромантия
При обучении детей игре на фортепиано важную роль играет физиологическое строение пианистического аппарата. Внимательно рассмотрите руки малыша, оценив, насколько он разовьется технически. Суждение, что виртуозами станут только обладатели длинных и тонких пальцев, – миф. Напротив, длина, особенно в сочетании с мышечной слабостью и прогибающимися фалангами, скорее помеха для беглости. А вот короткопалые крепкие «коренастики» вполне уверенно порхают в гаммах.
Объективные дефекты, которые нельзя изменить:
- маленькая (меньше октавы) рука;
- массивный негнущийся большой палец.
Прочие же недостатки исправляются гимнастикой по системе Й. Гата или А. Шмидт-Шкловской.
Могу ли я, хочу ли я…
Оценив слух, ритм, руки, педагог провозглашает: «К занятиям пригоден». А вот согласен ли на них?
Один ученик, подобно Маше из мультфильма, радостно восклицает: «И как же я жила без пианино? И как же я без музыки жила?». Другого привели в школу амбициозные родители, мечтающие о триумфе талантливого чада. А чадо-то на уроках послушно кивает, молчит и, кажется, скучает. Подумайте: кто из них быстрей разовьётся? Часто малоодаренность компенсируется интересом и трудолюбием, а талант затухает, не раскрывшись, из-за лени и пассивности.
Ваш первый совместный год пролетит незаметно, ведь начальное обучение детей игре на фортепиано происходит в развлекательной форме. Осознание того, что исполнение – это труд, придёт чуть позже. А пока развивайте, увлекайте, влюбляйте своего «середнячка» в Музыку. И тогда его путь будет радостным, без стресса, слёз и разочарований.
Автор – Светлана Казарина