ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ: ПУТЬ К УСПЕХУ

А Н Н О Т А Ц И Я

Глобальные проблемы человечества, кризис в международных отношениях, а также радикальные социально-политические перемены в России неоднозначно влияют на различные сферы человеческой деятельности, включая культуру, музыку. Важно своевременно компенсировать негативные факторы, снижающие «качество» музыкального образования, «качество» молодых людей, вступающих в мир музыки. России предстоит длительная борьба с глобальными вызовами. Нужно будет найти ответы и на грядущий демографический коллапс в нашей стране, резкое снижение притока молодых кадров в народное хозяйство, сферу культуры.  Одними из первых, кто в мире искусства столкнется с этой проблемой, будут детские музыкальные школы.

Предлагаемые Вашему вниманию статьи призваны частично смягчить  влияние некоторых негативных факторов, включая демографический, на музыкальную культуру за счет  умножения      к а ч е с т в а   и   м а с т е р с т в а  молодых музыкантов. Хочется верить, что более сильная мотивация юных музыкантов на успех (по примеру великих предшественников), а также организационно-методологические новации в системе музыкального образования дадут свои результаты.

Далеко не исчерпан миротворческий потенциал музыки в интересах смягчения напряженности в международных отношениях. Многое еще предстоит сделать для активизации  межнациональных  музыкальных связей.

Хочется верить, что взгляд учителя детской музыкальной школы на происходящие и грядущие перемены в отечественной культуре будет воспринят экспертным сообществом как своевременное, не запоздалое ( «Сова Минервы вылетает ночью») оценочное суждение  и в чем-то окажется полезным.

  А.М. ФИЛЬЧЕНКОВ  заведующий отделом гитары  Детской музыкальной школы им. А.М. Иванова-Крамского 

Телефон 89629234452 

ДЕТСТВО  И  ЮНОСТЬ  ВЕЛИКИХ  МУЗЫКАНТОВ:  ПУТЬ  К  УСПЕХУ 

Цикл статей в популярном изложении для учащихся детских музыкальных школ и их родителей

 П Р Е Д И С Л О В И Е 

Мы, молодые, любим окружающий нас солнечный мир, в котором есть место нашим самым заветным мечтам, любимым игрушкам, музыке. Хотим, чтобы жизнь всегда была счастливой, безоблачной, сказочной. 

Но иногда из “взрослой” жизни, из уст наших родителей, доносятся не всегда понятные тревожные фразы о каких-то проблемах, которые способны омрачить жизнь детей в будущем. Деньги, военные конфликты, голодающие детишки в Африке, терроризм… 

Папы и мамы учат нас решать проблемы, без драк, добротой, мирным путем. Мы, порой, возражаем им. Не проще ли добиться своей цели кулаками? Много таких примеров мы видем на экранах наших любимых телевизоров. Так, все же, сила или красота спасет мир?  Чем взрослее мы становимся, тем крепче становится наша вера в Добро, в созидающую миротворческую силу Музыки. 

Наверное, права была писательница-фантаст Мариэтта Шагинян. Рассказывая об оркестре, игравшем музыку Бетховена на палубе “Титаника” в страшные мгновения погружения корабля в холодную пучину океана, она увидела в музыке необычайную силу. Эта невидимая сила способна поддержать мир людей в тяжелую минуту… Мы, юные музыканты,  чувствуем, что великие творения композиторов дарят людям радость, скрашивают печальное настроение, смягчают, а иногда даже останавливают споры, конфликты. Музыка привносит Мир в нашу жизнь. Значит, она помогает Добру в борьбе со злом. 

Самым талантливым из Вас  уготована очень сложная великая миссия: отразить в музыке нашу действительность, ее главные, эпохальные черты. В свое время это блестяще сделал Людвиг ван Бетховен, другие корифеи. Некоторым композиторам конца XIX – начала XX вв. удавалось  заглянуть в будущее. Они  предсказали мощнейшие  тектонические сдвиги в жизни человечества.    А некоторым  мастерам, например Римскому-Корсакову,  удалось в своей музыке заглянуть на многие века вперед. В некоторых своих произведениях он “спрятал” свой наказ будущим поколениям, которые, как он надеялся, смогут понять его. Им был предначертан  путь миролюбивого гармоничного сотрудничества  Человека и Космоса.  

Думая о завтрашнем дне, о подарках на долгожданный день рождения, Вы, конечно же, задумаваетесь и о  будущей профессии, о своих отношениях с музыкой. Насколько я талантлив, смогу ли стать новым Моцартом, Чайковским, Шостаковичем? Я, конечно, буду старательно учиться. Наши педагоги дают нам не только музыкальное образование. Они учат нас, как добиваться успеха, преодолевать трудности. Но, говорят, есть еще один старинный источник знаний. Великие музыканты из прошлого  (и некоторые наши современники) знали “секреты” мастерства, которые помогали им  достичь вершин своего Олимпа.  Предлагаемые Вам рассказы о молодых годах великих музыкантов помогут раскрыть некоторые “тайны” их успеха.   

Юным музыкантам посвящается  “ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ:  ПУТЬ  К  УСПЕХУ” 

Цикл статей в популярном изложении для учащихся детских музыкальных школ и их родителей 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Молодой Моцарт и ученики музыкальной школы: дружба сквозь века

Бетховен: триумф и стоны великой эпохи в музыке и судьбе гения

Бородин: удачный аккорд музыки и науки

Чайковский: через тернии к звездам

Римский-Корсаков: музыка трех стихий – моря, космоса и сказки

Рахманинов: три победы над собой

Андрес Сеговия Торрес: возрождение гитары 

Алексей Зимаков: самородок, гений, боец 

                            З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Хочется верить, что прочитав рассказы о детских и юношеских годах великих музыкантов, ты немного приблизился к разгадке тайны их мастерства.

     Мы узнали также, что МУЗЫКА способна творить чудеса: отражать в себе, как в волшебном зеркале, день сегодняшний, предсказывать, предвосхищать будущее. И что совсем неожиданно, – произведения гениальных музыкантов способны помочь  людям превращать врагов в друзей, смягчать международные конфликты. Заложенные в музыке идеи мировой дружбы, солидарности, воспетые в 1977г. учеными “римского клуба”, еще живы.

      Ты, юный музыкант, можешь гордиться тем, что в современном мире, когда чрезвычайно обострились международные отношения, Музыка иногда остается чуть ли ни последним средством позитивного миролюбивого диалога. Обмен концертами, звучание великих произведений мировой классики смягчает сердца людей, возвышает помыслы сильных мира сего над политической суетой.  Музыка объединяет поколения, эпохи, страны и континенты. Лелейте музыку, любите ее. Она дарит новым поколениям мудрость, накопленную человечеством. Хочется верить, что и в будущем музыка, обладая огромным миротворческим потенциалом,  сможет  решать  проблемы космического масштаба.

        А разве не интересно будет твоим потомкам через сто или через тысячу лет узнать о грандиозных событиях эпохи Бетховена не только через сухие строки исторических хроник. Будущим жителям планеты Земля захочется ПОЧУВСТВОВАТЬ ту самую эпоху, которая перевернула жизнь планеты на многие столетия, ПОНЯТЬ её через образы и аллегории, запечатленные в музыке гения.  Никогда не исчезнет надежда Людвига ван Бетховена на то, что люди услышат его мольбу “жить без войн!” «Люди – братья меж собой! Обнимитесь миллионы! Слейтесь в радости одной!»

       Мысль Человека не знает границ. Она вышла за рамки Земли, рвется к другим обитателям Космоса.  Уже почти 40 лет в Космосе мчится к ближайшей от нас звездной системе Сириуса  межпланетный корабль. Земляне предлагают внеземным цивилизациям вступить с нами в Контакт.  На борту этого корабля находится Музыка, изображение человека и рисунок нашей Солнечной системы. Девятая симфония Бетховена,  музыка Баха, “Волшебная флейта” Моцарта когда-нибудь зазвучит и «расскажет» инопланетянам о Тебе, твоих друзьях, твоем Мире. Культура – душа человечества…

      Кстати, задайся вопросом, а поймут ли они нашу музыку? И являются ли законы музыки универсальными?  А что если  на далекой планете будет другая сила тяжести, отличные от наших условия распространения звука, иные звуковые и интонационные  ассоциации с «приятным» и «опасным», несхожая эмоциональная реакция на значимые события, разные художественные представления? А темп жизни, скорость метаболизма, прохождения нервных сигналов? Есть над чем подумать.

      И, наконец, почему даже на одной нашей планете «европейская» музыка сильно отличается, к примеру, от классической китайской?  «Языковая» («лингвистическая») теория происхождения музыки (в ее основе лежат интонационные истоки музыки, другими словами, особенности речи формируют особую интонацию музыки) частично объясняет такие различия. Наличие в китайском языке четырех тонов произнесения одного и того же слога (в других языках таких интонаций не существует) породили музыку, которую в прошлые века некоторые европейские музыковеды не понимали, и даже считали варварской…  Можно предположить, что мелодика языка  инопланетян окажется  несхожей с нашей. Значит, внеземная музыка поразит нас своей необычностью?
     Теперь ты понимаешь, как интересно и полезно изучать теорию музыки, и в частности, гармонию, полифонию, сольфеджио…?

      Перед тобой открыты пути в Великую Музыку. Учись, твори, дерзай!  Эта книга  поможет тебе. В ней содержится формула твоего успеха. Попробуй воспользоваться ею. И твой путь к цели станет более осмысленным, освещенным ярким светом таланта, трудолюбия, самопожертвования великих предшественников. Переняв опыт и мастерство знаменитых мастеров, ты не только сохранишь традиции культуры, что уже является великой целью, но и преумножишь накопленное.

      Формула успеха! Прежде чем подробнее поговорить о ней, попробуем убедить тебя в том, что для овладения любой профессией требуется наличие у человека определенных деловых и личных качеств. Без них ты вряд ли сможешь стать первоклассным врачом, летчиком, музыкантом…

      Например, врач, помимо обладания профессиональными знаниями (как лечить), должен быть ответственным человеком (в его руках здоровье, а иногда и жизнь пациента), должен уметь устанавливать контакт, ладить с больным, иначе пациент не захочет откровенно рассказать о своих проблемах. Надо быть добрым, отзывчивым, сдержанным. А хирургу надо еще и уметь спокойно работать в экстремальных условиях.

       Летчиком вряд ли станет тот, кто не обладает высочайшей эмоционально-волевой устойчивостью, умением спокойно, без паники принимать правильное решение в критических ситуациях. Летчик должен быть аккуратным, собранным, смелым. Кстати, в силу того, что пилоты – потрясающе спокойные, невозмутимые люди, принято, в шутку, считать, что их дети – самые счастливые на свете. Почему? Дело в том, что когда сын или дочь показывает своему папе-летчику дневник с двойкой, отец никогда не выйдет из себя, не взорвется, не будет кричать, а спокойно начнет разбираться в случившемся…

    Итак, для каждой профессии желательны, а иногда просто необходимы вполне определенные качества. Учителю, космонавту, водителю автобуса, повару, актеру…

     Вернемся к музыке. Тот, кто хочет посвятить себя этому прекрасному искусству, непременно должен быть целеустремленным настойчивым человеком. Все великие музыканты обладали этими качествами. Но кто-то из них, например, Бетховен, почти сразу стал таким, а кто-то  (Римский-Корсаков, Рахманинов) – много позже, в более зрелом возрасте. Отсюда – вывод: никогда не поздно стать настойчивым в достижении цели. «Nihil volenti difficil est” – «Для желающего нет ничего трудного».

     А теперь, ответь на вопрос, могут ли стать великими дети, у которых  нет желания, интереса к овладению премудростями музыкальной профессии? “Конечно, нет!”,- ответишь ты. И будешь трижды прав. Понимая это, ты получишь пропуск в профессию. Вместе с тем, следует оговориться, что не все великие мастера сразу страстно увлеклись музыкой. Например, Римский – Корсаков полностью повернулся лицом к музыке только тогда, когда тяга к искусству победила другое его увлечение –  море.

      Способности, талант. Нередко они передаются молодым от их родителей, предков. Наука пока достоверно не знает, каждый ли человек может добиться профессионального мастерства в любой сфере человеческой деятельности? Гений спит в каждом из нас? Наверное, правы те, кто, заметив в себе способности или талант, не успокаиваются на этом, а, напротив, с утроенной  силой развивает, совершенствует то, что ему дано от природы. Гениальность должна трудиться.

     Все ли великие были одинаково талантливыми?  Вовсе нет.  Так, если Моцарту сравнительно легко давалось сочинение музыки, то гениальный Бетховен, как ни странно, писал свои произведения, затрачивая  больше труда и времени. Он по многу раз переписывал отдельные музыкальные фразы и даже большие фрагменты своих произведений. А талантливый Бородин, написав немало музыкальных произведений, почти всю свою творческую жизнь трудился над созданием своего шедевра “Князь Игорь”.  И даже не успел полностью завершить эту оперу. Хорошо, что он умел дружить со многими, помогать им. И друзья великодушно отплатили ему. Помогли закончить труд всей его жизни, когда он сам уже не мог этого сделать.

      Музыканту (исполнителю и композитору) нужна отличная память. Научись тренировать, совершенствовать её. Произведение рождается в голове благодаря способности человека «по памяти» из огромного числа музыкальных кирпичиков построить тот уникальный, не похожий ни на какой другой дворец, который может оказаться прекраснее сказочного замка из мира Диснея. Людвиг ван Бетховен, благодаря своему воображению и памяти, слышал внутри себя каждую ноту, «встраивал» ее в нужный аккорд, фразу, мелодию. Мысленно прислушивался, хорошо ли она звучит?  Добивался совершенства. Для всех окружающих было неразрешимой загадкой, как Бетховен, потеряв способность слышать звуки, смог продолжить сочинять гениальную  с и м ф о н и ч е с к у ю музыку?

     Еще несколько уроков от именитых мастеров. Нередки случаи, когда молодой человек начинает долгий и трудный путь к музыке с минимальной поддержкой извне. Случалось, что её не было вообще.  А кто-то столкнулся с непониманием со стороны близких, даже с их противодействием  мечте стать музыкантом.  Через это в детские годы прошлось пройти Римскому-Корсакову, Бетховену, Бородину.

        Гораздо чаще известные музыканты в юные годы получали неоценимую помощь от своих родных, и это приносило огромную пользу. Отсюда следует очень важный вывод. Твои родители, даже если они не обладают  профессиональными знаниями, могли бы вместе с твоим учителем, под его руководством, содействовать твоей учебе, а также помогать развитию заложенных в тебе положительных качеств.        

      Родители могли бы помочь тебе и преподавателю музыки еще в одном важном деле. Известно, что знакомство в раннем детстве со звуками музыки, если это делать деликатно, ненавязчиво, грамотно (может быть в форме игры или сказки), способствует зарождению интереса к музыке, дружбе с ней. Возможно, учитель порекомендует для домашнего прослушивания определенные  произведения. Великие музыканты выросли из мелодий детства.

     С ранних лет тебе часто приходится слышать слова о дисциплине. Мол, без неё никуда! А если я талантлив? Зачем зря напрягаться? Хочу – делаю, хочу – нет! Оказывается, что даже если ты –  вундеркинд и у тебя семь пядей во лбу, без соблюдения определенных правил, умения подчиняться этим правилам, у тебя вряд ли что получится. Нельзя делать только то, что тебе хочется. Надо учиться преодолевать себя, стойко переносить трудности, выдерживать жестокие удары судьбы. Положительный пример такой стойкости показали нам Чайковский, Бетховен, Зимаков.

    Настоящая дисциплина, прямо скажем, не свойственная детям, сформировалась  у молодых Римского-Корсакова и Бородина. А вот Рахманинову в эти же годы было свойственно редкостное непослушание. И тем более поразительно, что Сергей Рахманинов в десятилетнем (!) возрасте смог взять себя в руки, мобилизовать всю свою волю и без посторонней помощи перебороть себя. Впоследствии он стал  образцом  самодисциплины, внутренней собранности, контроля над собой. “Sibi imperare maximum imperium est” – «Наивысшая власть – власть над собой».

   Вспомните юного Моцарта. Лучшие свои молодые годы он безропотно, с вдохновением трудился, не покладая рук. Его поездки с отцом по европейским странам в течение десяти лет подряд сыграли решающую роль в творчестве Вольфганга. Задумайся над словами многих великих: «Труд стал великим наслаждением». Все знаменитости не могли жить в праздности, без труда. Он становится не в тягость, если понимаешь его роль в достижении успеха. А когда приходит успех, от радости хочется сделать еще больше и больше!

     Некоторые из вас хотели бы стать не только музыкантом, но овладеть еще какой-то профессией.  Кто-то полагает, что в условиях безработицы было бы полезным получить знания и в какой-то другой области. Вам мог бы стать полезным уникальный опыт Александра Бородина. Напомним, что ему удалось не просто совместить профессию ученого химика с призванием композитора. Он стал звездой и среди ученых, и в мире музыки.

     Если кто-то  захочет стать композитором, вам и здесь не обойтись без опыта корифеев. Берите с них пример. Развивайте в себе творческое воображение, склонность к фантазированию, образному мышлению. Но прежде всего, научитесь слышать внутри себя мелодию. Твоя цель – услышать  музыку, родившуюся в твоей фантазии, и донести её до людей. Великие учились интерпретировать, видоизменять услышанную мелодию, преображать её. Старались понимать музыку, «читать» заложенные в ней идеи.

   Композитор, как философ, умеет смотреть на мир с высоты звезд. Тебе, как композитору, придется научиться масштабно видеть мир, эпоху. Для этого надо, подобно Бетховену, более углубленно учить историю, литературу, постигать тайны эволюции человечества, становиться эрудированным человеком. Впитывай в себя все знания, материальные и духовные, чем богаты люди. А как иначе, став композитором, ты сможешь на равных говорить с великими предшественниками, продолжать интеллектуальную линию в мировой музыке? Композиторы-мыслители вооружили тебя своим опытом. В твоих руках ключи от Будущего.

      Как много и как мало еще сделано в музыке! В 2014 году Девятая симфония Бетховена покинула пределы Солнечной системы.  И хотя космическому кораблю с гениальной музыкой на борту лететь до Сириуса еще много-много тысяч лет, бесконечно прав был отец юного Вольфганга, когда говорил Великому сыну нашей Земли: “Каждая потерянная минута – потеряна навсегда…”  Торопитесь! Завтра человечеству, забывшему взаимные распри, вдохновленному великой музыкой надо успеть придумать способ ускорить, приблизить Контакт с космическим интеллектом. Может быть на таком уровне, в новом формате станут решаться в немыслимом будущем  макрокосмические проблемы. Вероятно, в их число войдут задачи развития и выживания высокоинтеллектуальной жизни, поиск ответов на угрозы, связанные с расширением Космоса. Там, где творчество, полет мысли, интеллект, там и музыка. Новые вызовы – новое звучание музыки. Не исключена активизация ее интеллектуальной, философской и межцивилизационно-гармонизирующей роли.

     Хочется надеяться, что теперь ты лучше понимаешь, какие сложные задачи предстоит решить молодым для спокойной жизни нашей планеты! Учись у гениальных музыкантов, бери с них пример. Создавай Новое.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.; «Искусство», 1991.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.В.  Методика музыкального воспитания в школе. М.; «Академия», 2000.
  3. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: «Аквариум»,1996.
  4. Кленов А. Там, где музыка живет. М.; «Педагогика», 1985.
  5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. М.; «Планета музыки», 2014
  6. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. М.; «Изобразительное искусство», 1974.
  7. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.; «Музыка», 1983.
  8. Кремнев Б. Г.  Вольфганг Амадей Моцарт. М.; «Молодая гвардия», 1958.
  9. Ludwig van Beethoven. Википедия.
  10. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. М.; «Музыка», 1990.
  11. Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. М.; ЖЗЛ, «Молодая гвардия», 1953.
  12. Барсова Л. Николай Андреевич Римский – Корсаков. Л.; «Музыка», 1989.
  13. Черный Д. Римский – Корсаков. М.;  «Детская литература», 1959.
  14. «Воспоминания о Рахманинове». Сост. И редактор З.А. Апетян, М.; «Музака», 1988.
  15. Алексей Зимаков/vk vk.com> club 538 3900
  16. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов,; СПб, «Диамант», 1996.
  17. Альшванг А.  Чайковский П.И. М., 1970 .

                                                                                                                                              



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *