Факторы, влияющие на звучание бас гитары
На звучание бас гитары влияют различные факторы. Один из их – это место прикосновения пальца к струне (здесь главный показатель – это расстояние от бриджа).
Однако, сначала небольшое отступление. Когда бас гитарист начинает касаться (ударять, щипать) струны, звуковые колебания создают обертоны (их еще называют гармониками). Обертон – это наложение фундаментальных тонов. Например, основной тон ноты А – 440 КГц. Однако, во время исполнения какой-либо мелодии, музыкант может создать ноту, в которой есть гармоники частотой 880 КГц, 1760 КГц и другие. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими нотами. Это объясняется тем, что струна вибрирует, что проявляется в синтезе различных частот. При этом, всегда есть основной тон и вспомогательные.
Наложение дополнительных частот на основную создает определенный звук. Если меняется баланс между ними, то звучание струны получает иной оттенок. Например, если щипнуть струну в месте, которое находится на 1/3 длины от бриджа, тем больше энергии передастся четвертой, пятой гармоникам. Основной же тон получит меньше энергии, а третий с шестым обертонами вообще останутся без энергии.
Конечно, можно продолжить детализацию, однако, это довольно сложно для восприятия. В целом, следует сказать, что звук и расстояние между местом касания к струне и бриджем имеют зависимость. Итак, если играть поближе к бриджу, то большую часть энергии получат обертоны, а меньшую – основной, и наоборот. Получается, что каждая точка струны имеет свой баланс гармоник. По этой причине размещение звукоснимателей имеет большое влияние на звук.
На ближайшем к бриджу звукоснимателе образуются более высокие частоты. Если принять во внимание средний звукосниматель, то на нем нет четвертых гармоник от открытой струны. Такой съемник имеет гитара Fander Stratocaster, научиться играть на который можно на предложенных на www.spmuz.ru/instrument_bas-gitara.html уроках.
Как видно, звук зависит не только от расстояния до бриджа, но и от положения по отношению к обертонам.
По этой причине звучание ноты D, которую играют на 10-м ладу струны Е, более плотное, чем на открытой струне. Хотя гармоники образуются слабо, они не ощутимы из-за появления основного тона над звукоснимателем. Интересно, что изменение положения съемников звука заставит струну «петь» по-другому. Собственно по этой причине производители делают в гитарах несколько звукоснимателей, реализуют возможность переключения между ними.
Если взять компанию Fender, то она делает гитары двух образцов. Первый – это P-Bass, или Precision. Такая гитара отличается наличием одного звукоснимателя, который состоит из двух частей. Он находится посередине между грифом и бриджем. Вторая гитара – это Jazz (J-Bass). В ней сделано два звукоснимателя. Один из них расположен неподалеку грифа, другой – на противоположном конце. Благодаря этому, возможным становится регулирование баланса между обертонами и основными частотами. А также рекомендуем ознакомиться с материалом настройка анкера электрогитары