Голоса птиц в музыке

голоса птиц в музыкеЧарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Существует множество народных песен, академических  музыкальных произведений, в которых отражены голоса пернатых.

Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Скромный голосок кукушки и заливистые рулады соловья

Французским композиторам XVIII века, писавшим в стиле рококо – Л Дакену, Ф. Куперену, Ж-Ф. Рамо замечательно удавались имитации птичьих голосов. В клавесинной миниатюре Дакена «Кукушка» кукование лесной обитательницы отчётливо слышится в изысканной, подвижной, насыщенной украшениями звуковой массе музыкальной ткани. Одна из частей клавесинной сюиты Рамо называется «Курица», а ещё у этого автора есть пьеса «Перекличка птиц».

Ж-Ф. Рамо “Перекличка птиц”

В романтических пьесах норвежского композитора XIX в. Э. Грига «Утро», «Весной» имитация птичьего пения усиливает идиллический характер музыки.

Э. Григ “Утро” из музыки к драме “Пер Гюнт”

Французский композитор и пианист К. Сен-Санс сочинил в 1886 г. очень симпатичную сюиту для двух фортепиано и оркестра, названную «Карнавал животных». Произведение было задумано всего лишь как музыкальная шутка-сюрприз для концерта знаменитого виолончелиста Ш. Лебука. К удивлению Сен-Санса произведение получило огромную популярность. И сегодня «Карнавал животных» едва ли не самая известная композиция блестящего музыканта.

Одной из ярких пьес, наполненной добрым юмором зоологической фантазии, является «Птичник». Здесь солирует флейта, изображающая милое щебетание маленьких пташек. Сопровождают грациозную партию флейты струнные и два фортепиано.

К. Сен-Санс “Птичник” из “Карнавала животных”

В произведениях русских композиторов из обилия встречающихся имитаций птичьих голосов можно выделить наиболее часто звучащие – звонкое жаворонка пение и виртуозные трели соловья. Ценителям музыки наверняка известны романсы – А.А. Алябьева «Соловей», Н.А. Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», «Жаворонок» М.И. Глинки. Но, если у французских клавесинистов и Сен-Санса преобладал в упомянутых музыкальных композициях декоративный элемент, то русские классики передавали, прежде всего, эмоции человека, который обращается к голосистой птице, приглашая ее сопереживать его горю или разделить с ним радость.

А. Алябьев “Соловей”

В крупных музыкальных полотнах – операх, симфониях, ораториях, голоса птиц – неотъемлемая часть образов природы. Например, во второй части Пасторальной симфонии Л. Бетховена («Сцена у ручья» – «птичье трио») можно расслышать пение перепела (гобой), соловья (флейта), кукушки (кларнет). В Симфонии № 3 (2 ч. «Наслаждения») А.Н. Скрябина к шелесту листвы, шуму морских волн, присоединяются голоса птиц, звучащие у флейты.

Композиторы-орнитологи

Выдающийся мастер музыкального пейзажа Н.А. Римский-Корсаков во время прогулок по лесу нотами записывал голоса птиц и потом точно выдержал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка». Композитор сам указывает в написанной им статье об этой опере, в каком разделе произведения слышится пение кобчика, сороки, снегиря, кукушки и других птиц. А затейливые звуки рожка пригожего Леля – героя оперы родились тоже из птичьего пения.

Французский композитор XX в. О. Мессиан был настолько влюблен в птичье пение, что считал его неземным, а птиц называл «служителями нематериальных сфер». Увлекшись всерьёз орнитологией, Мессиан много лет работал над созданием каталога птичьих мелодий, который позволил ему широко использовать имитацию голосов птиц в произведениях. «Пробуждение птиц» Мессиана для фортепиано с оркестром – это звуки летнего леса, наполненного пением лесного жаворонка и чёрного дрозда, камышёвки и вертишейки, встречающих рассвет.

Преломление традиций

Представители современной музыки разных стран широко применяют имитацию птичьего пения в музыке и часто включают прямые аудиозаписи птичьих голосов в свои сочинения.

Роскошную инструментальную композицию «Пение птиц» Э. В. Денисова – русского композитора середины прошлого столетия можно отнести к разряду сонористики. В этом сочинении звучат, записанные на магнитофонную ленту звуки леса, слышны птичье щебетание и трели. Партии инструментов записаны не обычными нотами, а с помощью различных знаков и фигур. Исполнители свободно импровизируют по заданной им канве. В результате создаётся необыкновенная сфера взаимодействия голосов природы и звучания музыкальных инструментов.

Э. Денисов «Пение птиц»

Современный финский композитор Эйноюхани Раутаваара создал в 1972 г. красивейшее произведение Cantus Arcticus (его еще называют Концерт для птиц с оркестром), в котором аудиозапись голосов различных птиц гармонично вписывается в звучание оркестровой партии.

Э. Раутаваара – Cantus Arcticus

Голоса птиц нежные и печальные, звонкие и ликующие, полнозвучные и переливчатые всегда будут волновать творческое воображение композиторов, и побуждать их к созданию новых музыкальных шедевров. А также рекомендуем ознакомиться с материалом русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Автор – Алла Чайка




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *