Использование музыки для обучения детей базовым навыкам и иностранному языку
Удивительно, как много значит музыка в нашей жизни. Данное искусство, по мнению многих выдающихся деятелей, способствует развитию духовного мира человека. Еще в Древней Греции Пифагор утверждал, что наш мир создан при помощи музыки – космической гармонии – и управляется ею. Аристотель считал, что музыка оказывает терапевтическое влияние на человека, путем катарсиса снимая тяжкие душевные переживания. В XX веке интерес к музыкальному искусству и его влиянию на человека возрос во всем мире.
Данную теорию изучали многие известные философы, медики, педагоги и музыканты. Их исследования показали, что музыка положительно влияет на организм человека (улучшается функция дыхания, работа мозга и пр.), а так же способствует повышению умственной работоспособности, чувствительности слуховых и зрительных анализаторов. Помимо этого улучшаются процессы восприятия, внимания и запоминания. Благодаря этим обнародованным данным, музыка начала активно применяться в качестве вспомогательного элемента при обучении детей дошкольного возраста базовым навыкам.
Использование музыки при обучении детей письму, чтению и математике
Установлено, что музыка и речь, с точки зрения когнитивных процессов, это две системы, которые передают информацию различного свойства, однако ее обработка идет по единой мыслительной схеме.
К примеру, исследование взаимосвязи между мыслительным процессом и восприятием музыки, показало, что совершая «в уме» любые математические действия (вычитание, умножение и пр.) результат достигается похожими пространственными операциями, что и при дифференциации длительности и звуковысотности. То есть, единообразие музыкально-теоретических и арифметических процессов, служат свидетельством, что занятия музыкой способствует улучшению математических навыков и наоборот.
Был разработан целый комплекс музыкальных мероприятий, направленных на повышение умственной деятельности:
- Музыкальный фон для запоминания информации и для проведения письменных работ;
- Музыкальные игры для обучения языку, письму и математике;
- Пальчиковые игры-песенки для развития моторики, закрепления навыков счета;
- Песни и попевки для запоминания математических и орфографических правил;
- Музыкальные переменки.
Данный комплекс можно рассмотреть на этапе обучения детей иностранному языку.
Использование музыки при обучении детей иностранным языкам
Неудивительно, что довольно часто в детских садах начинают изучение иностранного языка. Ведь у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и повышенное эмоциональное восприятие действительности. Зачастую уроки иностранного языка происходят в игровой форме. Опытный педагог совмещает процесс обучения, музыкальный фон и игровую реальность, что позволяет детям легко формировать фонематический навык и запоминать новые слова. Специалисты советуют применять такие методики при изучении иностранных языков:
- Используйте легкие и запоминающиеся стихи, скороговорки и песни. Желательно те, где гласный звук постоянно повторяется, чередуясь с различными согласными. Такие тексты гораздо легче к запоминанию и повторению. Например, «Hickory, dickory, dock..».
- При отработке техники произношения лучше всего применять скандирование под ритмичную музыку. Многие скороговорки, такие как «Fuzzy Wuzzy was a bear…» вошли в учебные пособия и широко используются преподавателями в разных странах мира.
- Интонационный строй иностранных предложений легче запоминать, слушая и воспроизводя интонации песен и стихов. Например, «Little Jack Horner» или «Simple Simon».
- Использование песенного материала поможет детям расширить свой лексический запас. Кроме этого, разучивание детских песенок является не только началом обучения аспектов иностранного языка, но и формирует устную речь и развивает память.
- Не забывайте про музыкальные паузы-минутки, чтобы дети могли спокойно переключиться с одного вида работы на другой. Кроме этого такие переменки помогают детям отдохнуть и выплеснуть психическое и физическое напряжение.
Hickory Dickory Dock
Выводы
В целом, можно подытожить, что применение музыки в общеобразовательных процессах положительно влияет на умственную деятельность ребенка. Однако не стоит считать музыкальность в обучении панацеей. Лишь сочетание опытности педагога и его уровня подготовленности к осуществлению данного процесса может помочь детям дошкольного возраста быстро усвоить новые знания.
Автор – Юлия Гаврильчук