Как играть на скрипке: основные техники игры
Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.
Скрипка по праву считают королевой музыки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. В восточных странах, человек, который умеет хорошо играть на скрипке, приравнивается к богу. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь.
Основным моментом игры на музыкальном инструменте является постановка. Руки музыканта должны быть мягкими, нежными, но в тоже время сильными, а пальцы упругими, цепкими: расслабленность без расхлябанности и зажатость без судорожности.
Правильный подбор инструмента
Нужно учитывать возраст и физиологические особенности начинающего музыканта. Существуют такие размеры скрипок: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Маленьким скрипачам лучше начинать с 1/16 или с 1/8, а взрослым можно подобрать удобную скрипку под себя. Инструмент для детей не должен быть большой, это вызывает трудности при постановке и игре. Все силы уходят на поддержку инструмента и как результат, – зажатые руки. При игре на скрипке в I позиции, левая рука должна быть согнута в локте под углом 45 градусов. При подборе мостика учитывают размер скрипки и физиологию ученика. Струны нужно покупать аккордами, их структура должна быть мягкая.
Техника игры на скрипке для левой руки
Постановка:
- кисть находится на уровне глаз, рука немного повернута влево;
- 1-я фаланга большого и 2-я фаланга среднего пальцев удерживают шейку скрипки, образуя «кольцо»;
- разворот локтевого сустава 45 градусов;
- прямая линия от локтя до костяшек пальцев: кисть не проваливается и не выпирает;
- в игре участвуют четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец (1, 2. 3, 4), они должны быть закруглены и «смотреть» подушечками на струны;
- палец ставится на подушечку четким ударом, прижимая струну к грифу.
Как играть на скрипке – приёмы для левой руки
Беглость зависит от быстроты постановки и снятия пальцев на струну.
Вибрация – придание красивого звучания длинным нотам.
- локтевая – долгое ритмичное покачивание левой руки от плеча до подушечки пальца;
- кистевая – короткое покачивание кисти руки;
- пальцевая – быстрое покачивание фаланга пальца.
Переходы в позиции выполняются путём плавного скольжения большого пальца по шейке скрипки.
Трель и форшлаг – быстрое обыгрывание главной ноты.
Флажолет – лёгкое прижатие струны мизинцем.
Техника игры на скрипке для правой руки
Постановка:
- смычок держится у колодочки подушечкой большого и 2-й фалангой среднего пальца, образующих «кольцо»; 2-ми фалангами указательного и безымянного пальцев, и подушечкой мизинца;
- движение смычка идет перпендикулярно струнам, между подставкой и грифом. Нужно добиваться певучего звучания без скрипа и свиста;
- игра всем смычком. Движение вниз от колодочки (НЧ) – рука согнута в локте и кисти, небольшой толчок указательным пальцем и рука постепенно распрямляется. Движение вверх от кончика (ВЧ) – рука от плеча до костяшек пальцев образуют почти прямую линию, небольшой толчок безымянным пальцем и рука постепенно сгибается:
- игра кистью – волнообразное движение кисти с помощью указательного и безымянного пальца.
Как играть на скрипке – основные штрихи
- Деташе – одна нота на смычок, плавное движение.
- Легато – связное, плавное звучание двух и больше нот.
- Спиккато – короткий прерывистый штрих, выполняется кистью в НЧ смычка.
- Сотийе – дублированное спиккато.
- Тремоло – выполняется кистью. Короткое длительное повторение одной ноты в ВЧ смычка.
- Стаккато – острый штрих, подпрыгивание смычка в НЧ на одном месте.
- Мартле – быстрое акцентированное проведение смычка.
- Маркато – короткое мартле.
Технические приёмы для левой и правой руки
- Пиццикато – щипок струны. Чаще выполняется правой, но иногда и левой рукой.
- Двойные ноты и аккорды – несколько пальцев левой руки одновременно ставится на гриф, смычок проводится по двум струнам.
Знаменитая Кампанелла из скрипичного концерта Паганини
Автор – Lara Stapleton (Лариса Степлтон)