Как научить взрослого играть на фортепиано?
Не важно, по какой причине взрослый человек вдруг пожелал научиться играть на фортепиано, у каждого своя мотивация. Главное, что решение это обдуманное и собственное. Это реально большой плюс, ведь в детстве многие вынуждены заниматься музыкой «из-под палки» родителей, что, не способствует успешному обучению.
Ещё одно преимущество взрослого человека в накопленном багаже знаний и интеллекте – понять абстракцию записи музыки ему гораздо легче. Это заменяет «большим» ученикам детскую гибкость мышления и способность «впитывать» информацию.
Но есть и один существенный минус: с мечтой о виртуозном владении инструментом можно сразу распрощаться – взрослому человеку уже никогда не удастся «догнать» обучающегося с детства. Касается это не только беглости пальцев, но и технического аппарата вообще. В музыке, как в большом спорте – мастерство приобретается путём многолетних тренировок.
Что необходимо для обучения?
Обучение взрослых игре на фортепиано имеет свои тонкости. Перед педагогом, успешно обучающим до этого только детей, неизбежно встанет проблема – чему и как учить, и что для этого потребуется.
В принципе, подойдёт любое пособие для начинающих – от легендарной «Школы игры на фортепиано» Николаева (сколько поколений выучилось!) до «Хрестоматии для 1 класса». Не лишними станут нотная тетрадь и карандаш, у многих взрослых людей запоминание идёт гораздо продуктивнее через написание. Ну и, конечно сам инструмент.
Если деткам крайне желательно учиться именно на старом добром пианино (предел мечтаний – рояль), то для взрослого вполне подойдёт электронное фортепиано или даже синтезатор. Ведь тонкость нюансов прикосновения давно сформировавшейся руке вряд ли понадобится, по крайней мере, в первое время.
Первые занятия
Итак, подготовка окончена. Как конкретно учить взрослого на фортепиано? На первом же занятии следует выдать всю основную информацию, касающуюся звуковысотной организации нот и их записи. Для этого в нотной тетради рисуется двойной нотный стан со скрипичным и басовым ключами. Между ними – нота «ДО» 1-й октавы, наша «печка», от которой мы будем плясать. Дальше дело техники – объяснить как в разные стороны от этого «ДО» расходятся все остальные ноты, причем сразу как в записи, так и на инструменте.
Для нормального взрослого мозга не составит чрезвычайной сложности это усвоить за один раз. Другой вопрос, что закреплять до автоматизма чтение нот придётся не один месяц, пока в голове при виде нотной записи не будет выстраиваться чёткая цепочка «увидел – сыграл». Промежуточные звенья этой цепочки (высчитал какая нота, нашёл ее на инструменте и т.п.) должны со временем отмереть как атавизмы.
Второе занятие можно посвятить ритмической организации музыки. Опять же у человека, не один год своей жизни изучающего математику (хотя бы в рамках школы), не должно возникнуть проблем с понятиями длительностей, размера, метра. Но понять – это одно, а ритмично воспроизводить – другое. Здесь могут возникнуть сложности, ведь чувство ритма или дано, или нет. Развить его гораздо сложнее, чем музыкальный слух, тем более во взрослом состоянии.
Таким образом, за первые два занятия на взрослого ученика можно и нужно «вывалить» всю самую основную, базовую информацию. Пусть переваривает.
Обучение «с рук»
Если у человека нет большого желания учиться игре на фортепиано, а он просто хотел бы «блеснуть» где-нибудь исполнением какого-либо шлягера, его можно научить играть конкретное произведение «с рук». В зависимости от упорства уровень сложности произведения может быть самым разным – от «собачьего вальса» до «Лунной сонаты» Бетховена. Но, безусловно, это неполноценное обучение взрослых игре на фортепиано, а подобие дрессировки (как в известном фильме: «конечно, можно и зайца научить курить…») А также рекомендуем ознакомиться с материалом
музыка для вальса на выпускной
Автор – Сюзанна Мак