Как научится импровизировать на гитаре
Если вы читаете эту статью, значит, хотите достичь в музыке чего-то большего, чем играть ля-минорную последовательность по кругу, а посему, вы должны быть готовы потрудиться. Импровизация – серьёзный шаг в освоении гитары, который откроет новые горизонты в музыке, но следует помнить о том, что быстрого пути в этом деле нет. Будьте готовы уделить занятиям много времени и запаситесь терпением, только тогда вы сможете добиться успеха.
С чего начать?
Итак, что вам понадобится для того, чтобы научиться импровизировать на гитаре? В первую очередь, конечно же, сама гитара. Акустическая или электрогитара – большого значения не имеет, отличаться будет только материал, который вам придётся изучать (но не полностью), и то, что вы будете играть в итоге. В силу отличий акустической гитары от электронной, отличаются и приёмы игры, кроме того, там, где идеально вписалась бы акустика, электрогитара будет просто неуместна.
Но это не значит, что, если вы хотите, к примеру, играть хэви, необходимо выбросить свою акустику и бежать за электрогитарой.
Научившись импровизировать в одном стиле, вы без труда освоите другой. Главное – овладеть базовыми принципами. В первую очередь необходимо освоить основные гаммы. Для начала можно ограничиться пентатониками. В пентатонике, в отличие от обычных ладов, не бывает полутонов, в связи с этим в такой гамме всего 5 звуков. Для того чтобы получить пентатонику, достаточно убрать из обычной гаммы ступени, которые образовывают полутон. К примеру, в до мажоре это ноты фа и си (4-я и 7-я ступени). В ля миноре убираются ноты си и фа (2-я и 6-я ступени). Пентатонику легче освоить, в ней проще импровизировать, и она подойдёт для большинства стилей. Конечно же, её мелодика не такая богатая, как в других тональностях, но для начала она подойдёт идеально.
Нужно постоянно пополнять свой запас, кроме гамм, музыкальными фразами – разучивайте стандартные фразы, учите соло из любимых песен, выучите всевозможные клише, просто слушайте и анализируйте музыку. Все это станет основой, которая в дальнейшем поможет вам чувствовать себя свободно и уверенно во время импровизации. Кроме этого, важно развивать чувство ритма и гармонический слух.
Для развития гармонического слуха можно дополнительно заняться сольфеджио, петь двухголосные диктанты. К примеру, можете играть гамму до мажор (или любую другую, подходящую под ваш голос) на гитаре, а петь при этом на терцию выше. Также попросите кого-то из друзей играть или ставить заранее записанные аккорды вам в произвольном порядке. Вашей целью в этом случае будет определение аккорда на слух. Для развития чувства ритма подойдёт повторение всевозможных ритмических рисунков. При этом не обязательно играть – можете просто хлопать или простукивать.
Шаг 2. От слов к делу
Обучаясь импровизации, важно не только иметь богатый арсенал гамм и музыкальных фраз, но и постоянно играть. Грубо говоря – для того чтобы научиться импровизировать на гитаре, необходимо импровизировать. Можно, к примеру, включить любимую песню и, подстраиваясь под музыку, пытаться сымпровизировать собственное соло, при этом необходимо слушать себя, анализировать, вписывается ли ваша игра в общую картину, в том ли ритме вы играете, в той ли тональности.
Не бойтесь ошибаться, это неотъемлемая часть обучения, более того, даже опытные гитаристы часто ошибаются во время импровизации. Можно не только играть под песни, но и записывать собственную последовательность в одной из тональностей и импровизировать под неё. Не ставьте перед собой невыполнимые цели, работайте в тех тональностях, с которыми вы уже знакомы.
Последовательность не должна быть сумбурным набором аккордов, она должна звучать, и желательно хорошо звучать. Но и слишком сложное придумывать также не стоит. Если вы увлекаетесь рок-н-роллом или блюзом, можете попробовать нижеуказанную последовательность: тоника-тоника-субдоминанта-субдоминанта-тоника-тоника-доминанта-субдоминанта-тоника-доминанта. Выглядеть это будет примерно так (для примера использована тональность до мажор):
Можно несколько изменить ритмический рисунок, для того чтобы последовательность звучала лучше. К примеру:
И так далее. Можете попробовать свои варианты ритмического рисунка. Главное – сохранять последовательность аккордов и вовремя делать переходы между ними. Эта последовательность хороша тем, что она простая, легко воспринимается на слух и под неё легко импровизировать. Кроме того, в неё хорошо впишутся такие приёмы, как «подтяжки», «хаммер-ап» или «пулл-офф», «скольжение», «вибрато», и многие другие приёмы, характерные для рок-музыки.
Также не помешало бы записывать все то, что вы играете. Это поможет более глубоко проанализировать свою игру, обратить внимание на ошибки, которых вы раньше не замечали.
Вот, собственно, и все. Изучайте основы, играйте, будьте терпеливы, и у вас обязательно все получится. А также рекомендуем ознакомиться с материалом ноты на гитаре,