Как представить себя на конкурсе – простые советы
Выиграть конкурс вокалистов или попасть в популярную группу, мечтает каждый вокалист, особенно если он молод и талантлив. Однако даже преподаватель вокала не точно представляет, как представить себя на конкурсе, поэтому его советы не всегда могут помочь исполнителю занять достойное место или просто хорошо выступить, чтобы на него обратили внимание.
Некоторые исполнители, желая принять самостоятельно участие в конкурсе, часто не показывают своих данных потому, что не знают критериев оценки исполнителя или выбирают то, что нравится им самим, а не репертуар, показывающий достоинства их вокальной подготовки, поэтому часто совершают ошибки.
Вот самые распространённые из них:
- Выбор слишком сложного репертуара. Иногда вокалист начинает радоваться тому, что может спеть очень высокую или, напротив, низкую ноту, и выбирает сложное произведение для конкурса, в котором сам ещё неуверен. В результате такие факторы, как длительное ожидание, волнение приводят к тому, что в самый ответственный момент он не может показать достойный результат и получает оценку хуже, чем мог бы (как побороть волнение перед выступлением).
- Непродуманные движения. Они часто выдают больше, чем голос, слабую подготовку исполнителя. Поэтому плохая пластика может снизить оценку за артистичность, а также восприниматься жюри, как некачественная подготовка номера.
- Неинтересное содержание самого номера. Есть песни, которые интересны только в клиповом варианте или с танцевальным сопровождением. В сольном исполнении они звучат неинтересно и скучно, особенно если в них есть много повторов. Выбор такого номера снижает оценку и ваши шансы попасть в финал.
- Непродуманность сценического номера. Если вы выбрали цыганский костюм под исполнение арии Кармен, это примут, но этот же наряд будет нелепо смотреться для образа Джульетты или Жизель. Костюм должен вводить зрителя в другую атмосферу и органично вписываться в образ вокального произведения.
- Несоответствие характера произведения исполнителю. В каждой песне есть своя история и драма. Исполнитель должен не только продумать, но и прочувствовать и передать содержание, его драматизм или основное настроение. В нём обязательно есть завязка, кульминация и завершение, а ещё интрига. Только такой номер может вызывать не только эмоциональный отклик, но и запомниться зрителям.Например, всем вокалистам известно произведение «Адажио» Альбинони. Это драматическое произведение, которое может показать различные грани голоса, в том числе и умение красиво петь в разных регистрах. Но на конкурсах редко кто с ним занимает первое место, так как не все могут передать его драматизм, эмоциональность и страсть, поэтому практически у всех исполнителей оно не производит впечатления. Но на одном популярном конкурсе его запомнили в исполнении Паулины Дмитренко. Эта певица смогла не столько показать вокальные стороны этого произведения, сколько передать эмоциональное состояние почти безумной от страсти женщины до такой степени, что в конце исполнения у неё даже немного охрип голос. Но зато впечатление было потрясающим. Вот как нужно показывать себя на конкурсе любой исполнительнице.
Поэтому выбранное вами вокальное произведение должно отражать не только все грани вашего голоса, но и передать эмоциональное состояние, которое вы чувствуете, принимаете и понимаете.
Критерии оценки голоса и исполнения на конкурсе
Конкурсы бывают разными, но критерии оценок на них одни и те же. Первое, на что обращает жюри внимание, это на:
- Внешность исполнителя. Она уже сама по себе настраивает на восприятие того или иного номера. Например, от блондинки в розовом платье ждут лирического и лёгкого произведения, от девушки с чёрными волосами в длинном красном платье более драматичного номера. Одежда, начальная поза исполнителя, его макияж и причёска – всё это настраивает на образ и восприятие. Иногда музыка звучит перед исполнением номера. В этом случае выход исполнителя может как ввести зрителя в его атмосферу, так и испортить всё впечатление. Но, если номер комический, можно сыграть именно на этом контрасте. Главное, чтобы причёска, костюм и типаж исполнителя соответствовали содержанию вокального номера.
- Пластика. Она выдаёт не только вашу уверенность в себе, но и степень подготовленности номера. Особенно это видно в быстрых номерах. Поэтому все движения и жесты нужно продумать и согласовать с музыкой, звучанием номера, а также с его содержанием, но не перестарайтесь, чтобы у вас хватило дыхания на пение. Помните, что интенсивные движения с прыжками возможны только под фонограмму, но не под живое исполнение. Вокалисты много не двигаются, но зато у них все движения выражают эмоции и органично вписываются в содержание песни.
- Чистота интонации. Фальшивое исполнение – первый признак непрофессионализма. В первых турах отсеиваются именно исполнители, которые не могут петь чисто, особенно в микрофон.
- Недостаточное владение голосом на некоторых участках диапазона. Многие певцы срываются на крик на верхних нотах или начинают фальшиво петь на низких. Это тоже может понизить вашу оценку и возможность выйти в финал. Такое часто бывает, если произведение не соответствует вашему голосу и его диапазону, особенно у начинающих вокалистов.
- Плохая дикция и дефекты речи. Если вы нечётко произносите слова, то вам трудно будет попасть в финал. Но если вы сможете сыграть на интонации, то, возможно, вам удастся покорить жюри своим исполнением, хотя победа вряд ли достанется вам.
- Недостаток энергии и эмоциональности, а также раскованности в исполнении. Исполнителей со слабой энергией сразу видно. У них и голос звучит тускло и безжизненно, а интонация становиться монотонной, не передающей содержания песни. Поэтому перед выступлением нужно отдохнуть и прийти в форму, чтобы ваше исполнение оставалось эмоциональным, несмотря на усталость.Зажатость и скованность тоже видна в голосе. Он становится монотонным и как бы металлическим, как у робота, а иногда пропадает на некоторых участках. Зажатость тоже снижает оценку за артистичность потому, что исполнитель не смог вжиться в образ, прочувствовать и передать содержание песни (как преодолеть зажатость в голосе).
- Сила голоса и его диапазон. Ваше произведение должно максимально показать возможности вашего голоса, умение петь на различных участках диапазона тихо и громко. Это обязательные критерии оценки голоса и исполнения на любом конкурсе.
- Целостность образа и соответствие его задачам конкурса. Образ, который вы выбираете, должен быть целостным и продуманным до мелочей, а также сам репертуар соответствовать задачам конкурса. Если у него патриотическая направленность, то песня должна быть о природе, красоте родной страны и восхищении ею. Если это конкурс нейтрального содержания (например, конкурс юных исполнителей), то вокальное произведение должно показывать ваш голос, артистизм и эмоциональность. А если это конкурс наподобие «Хочу в виагру», то он должен показывать вашу зрелость, индивидуальность и эффектность, а не до смешного нарочитую сексуальность, как это делали многие неопытные участниц кастинга.
Вот такими являются современные критерии оценки голоса и исполнения на конкурсах различного уровня и направленности.
Что необходимо знать перед выступлением на конкурсе
Эти правила помогут вам достойно показать себя, а также не переутомиться во время длительного ожидания. Вот что необходимо знать перед выступлением на конкурсе:
- Предварительный кастинг. Иногда на прослушивании вас просят показать что-то необычное. Делать этого не стоит, так как жюри пытается выявить исполнителей с неадекватной самооценкой и отсеять слишком эксцентричных личностей. На предварительном кастинге стоит просто чисто спеть отрывок из произведения и представить программу. Иногда за день перед конкурсом просят полностью показать номер. Это делается для того, чтобы убрать из конкурса и программы концерта плохо подготовленные номера, поэтому на кастинге стоит показать мастерство, но без переутомления.
- Нужно прийти на конкурс как можно раньше, чтобы успеть переодеться и по возможности прорепетировать песню. Поэтому постарайтесь не опаздывать.
- Если ваш номер в числе последних, начните к нему готовиться за 2 или 3 номера до выхода на сцену, не раньше. Иначе вы перегорите и не сможете спеть красиво песню.
- Перед выступлением нельзя есть фаст-фуд, чипсы, что-то солёное или сладкое, а также пить газированные напитки. Лучше выпить немного сока или молока, но нежирного.
- Перед самим выступлением нужно немного отвлечься. Это поможет вам со свежими силами начать петь. Не стоит много репетировать перед самим конкурсом – вы перегорите и исполните песню не так эмоционально, как моги бы.
- И, наконец, перед пением не стоит много говорить по телефону, чтобы не переутомить голос. Желательно час помолчать. Это основное, что необходимо знать перед выступлением на конкурсе. Удачи вам, дорогие вокалисты!
Аристархова Мария Николаевна