Лучшие романсы всех времен
Что такое романс? Корень этого слова способен смутить и увести далеко в сторону от верного ответа – напомнить о романском стиле в искусстве, о литературном жанре романа, наконец, о таком художественном стиле первой трети XIX века, как романтизм. На деле все эти явления к романсу как песенному жанру имеют отношение слабое либо не имеют вообще…
Из истории известно, что сборники испанских песен одной тематики и схожие по сюжету носили название «романсеро». Когда жанр пришел и в другие страны, то слово стало термином. Сегодня под романсом понимается стихотворение, положенное на музыкально-ритмическую основу. Оно, как правило, носит лирический характер, повествует о любви. Исполнение романсов требует не только силы, но и красоты голоса певца. Музыка – не просто дополнение к стихам, а важная составляющая всего мини-спектакля.
Куда же без них-то!..
Цыгане – народ особенный. Кочевой образ жизни, неупорядоченность отношений, вечные нелады с законом, отсутствие своего государства. Но ещё и особая песенная культура. Если спросить многих и многих, какой романс для них будет лучшим романсом всех времен, то не стоит сомневаться, что в числе первых назовут «Очи черные».
Цыган до самозабвения и до слез любили слушать многие слои русской дореволюционной интеллигенции – от Пушкина до Блока. Особую слабость к цыганским напевам питал Аполлон Григорьев, написавший стихотворение «О, говори хоть ты со мной / Подруга семиструнная!», с тех пор прочно вошедшее в романсовую песенную культуру. Теперь эта песня с неизменным припевом «Эх, раз, еще раз, еще много, много раз» в чьем только репертуаре не присутствует. По сути, вариация на цыганские темы оказалась сильнее оригинальных цыганских песен.
И все-таки – об «Очах». Как и стихотворение Григорьева, этот текст претерпел изменения в вокальном исполнении. Каждый исполнитель, хотя бы понемногу, да привносил «отсебятину» – начиная с мэтра русской песни начала ХХ века Федора Ивановича Шаляпина. Неудивительно, что автор текста ушел в тень, точнее сказать – от его авторства осталась лишь первая строфа. Им был украинский поэт Евгений Гребинка (Гребенка), друг куда более знаменитого Кобзаря – Тараса Шевченко.
Очи черные
История создания стихотворения банальна и драматична одновременно: Гребинка влюбился без памяти в девушку по имени Мария, за одну ночь написал свой шедевр, еще через год признался предмету своей страсти в самой страсти, а спустя четыре года ушел из жизни, успев лишь «пригубить» от семейного счастья… Любопытно и то, что забытый ныне французский композитор Флориан Герман позднее приладил к этому романсу мелодию военного марша – того самого, с которым французы вторглись в Россию в 1812 году.
Какой там Колчак…
Среди лучших романсов всех времен и России по-своему уникален и романс «Гори, гори, моя звезда». Одна из самых душещипательных легенд приписывает его авторству адмиралу Колчаку. С этим романсом на устах, дескать, Колчак и принял смерть. Вот только неувязочка выходит: год рождения Колчака – 1874-й. А стихотворение, ставшее романсом, написано еще в 1846-1847 гг. Оно было приурочено к широко отмечаемому тогда 700-летию Москвы.
И упоминаемая в тексте звезда – отнюдь не символическая: астроном Леверье тогда же открыл планету Нептун и вскоре ее смогли увидеть в телескоп. Будущий юрист, а тогда еще студент Московского университета Владимир Чуевский написал стихи, композитор Петр Булахов – музыку.
Гори, гори, моя звезда
Но только в исполнении певца Владимира Сабинина песня «пошла» и стала невероятно популярной. Потом новые власти почему-то сочли романс «белогвардейским», и даже таким певцам, как С.Лемешев и И.Козловский исполнять его приходилось почти нелегально. Он триумфально «вернулся» на Родину лишь после того, как прозвучал в американской экранизации «Войны и мира» в 1957 году.
Сразу – в дамки!
Возможно спорным будет считать романсом песню Besame mucho, но и бессмысленно отрицать, что лучшие романсы всех времен проиграют без ее присутствия в этом богатейшем собрании. Автору текста и музыки, Консуэло Веласкес, было всего 16 лет, когда в 1941 году она вдохновилась арией из оперы “Goyescas” испанского композитора Энрике Гранадоса. Юная мексиканка была весьма музыкально одарена от природы. Об этом говорит и тот факт, что всего в 15 лет она стала преподавать курс фортепиано. Так стоит ли удивляться появлению шедевра и тому, что уже три года спустя песня победила в одном из нью-йоркских хит-парадов. Кстати, первой из мексиканских песен вообще.
Besame mucho
С тех пор минуло более шестидесяти лет. К сожалению, в 2005 году Консуэло Веласкес не стало… А песня жива. Мало кому известно, что путь ливерпульской четверки – английской группы «Битлз» – тоже начинался с этой песни. И сам Пласидо Доминго неизменно включает ее в программы своих сольных выступлений. А также рекомендуем ознакомиться с материалом самые известные марши
Автор – Павел Малофеев