Мировоззрение композитора и содержание музыкального произведения (на примере творчества П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина)

содержание музыкального произведенияНастоящим откровением для любителя музыки может стать знакомство с мировоззрением композитора. Для этого, помимо прослушивания сочинений того или иного музыкального гения, стоит обратиться к его статьям и воспоминаниям, письмам, прочитать внимательно его биографию. Тогда, пытливому исследователю откроются неизведанные таинства музыкальных творений, и это доставит ему огромное эстетическое наслаждение.

В поисках смысла

П.И. Чайковский известен всему миру не только как выдающийся композитор, но и как видный представитель русской музыкально-культурологической мысли XIX века. Живой интерес он испытывал к религии, философии, литературе. Всё музыкальное наследие композитора – результат напряжённого поиска мировоззренческого смысла.

Чайковский ищет духовную опору в православии, а затем склоняется к пессимистической философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Такие духовные искания рождают властную и грозную «тему рока» («фатума», «судьбы»), ставшую ведущей в его музыке зрелого периода творчества. Значительные произведения композитора 80-х годов: симфонии – четвёртая и шестая, опера «Пиковая дама», симфоническая поэма «Манфред»,– детища мучительных духовных переживаний великого композитора, в которых «теме рока» принадлежит главенствующая роль.

Петр Ильич не любил говорить о содержании своих сочинений, считая, что на языке слов оно будет восприниматься упрощенно. Приближаясь к замыслу указанных произведений Чайковского, можно раскрыть мировоззренческий аспект созданной им музыкальной материи лишь в общих чертах: человек всегда стремится к счастью, но реальная жизнь – это чередование тяжелой действительности с мифическими грезами о счастье, достижению которого мешает неумолимый фатум.

Творчество – высший смысл

Содержание произведений А.Н. Скрябина – гениального современника П.И. Чайковского, питали философия Ф. Ницше, теософия, восточные религиозные учения, преломившиеся в яркой индивидуальности композитора.

Вселенная воспринималась Скрябиным как результат некоего художественного творчества, которое композитор называл «божественной игрой». Скрябин был убежден в том, что под влиянием великой силы искусства безгранично возвысится сознание человечества, что приведёт к новой качественно иной форме бесконечного вселенского творческого процесса, к всемирной гармонии, к вселенскому Экстазу. Композитор утопически верил, поддерживаемый соратниками, что именно он создаст «Мистерию» – таинственное действо, исполнение которого станет началом вселенских перемен.

Без прикосновения к мировоззрению Скрябина, не понять таинственных звучностей, рождая которые композитор словно хотел создать эфемерную, отличную от грубой земной материи, музыкальную ткань. Трудно разъяснить феноменальные ремарки, которыми пестрят его ноты. Затейливы названия его музыкальных композиций: «Поэма Экстаза», «К пламени», «Божественная поэма», «Танцующие гирлянды». Загадочны названия, которые Скрябин даёт основным темам своих сочинений: тема возникших творений, ритмы тревожные, тема божественной игры, тема полёта.

Новые идеи требовали создания нового музыкального языка. Композитор ищет возможности объединения звука и света и создает «Поэму огня», в партитуре которой есть световая строка для исполнения гипотетическим светомузыкальным инструментом. Он мечтал, чтобы во время исполнения поэмы (своеобразной репетицией будущей «Мистерии»), концертный зал переливался волнами различных цветов, которые полифонически переплетались бы с музыкальным звучанием.

Технические возможности прошлого века были слишком скромны для такого исполнения «Поэмы огня» («Прометей»). Сегодня известно множество вариантов воспроизведения скрябинского «Прометея» со световыми эффектами. Произведение необыкновенно ярко прозвучало со светозвуком в 2009 году в Санкт-Петербурге.

А.Н. Скрябин “Поэма огня” (“Прометей”)

Автор – Алла Чайка




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *