Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора
Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.
Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:
1) параллельная тональность;
2) тональность доминанты;
3) тональность, которая параллельна тональности доминанты;
4) тональность субдоминанты;
5) тональность субдоминантовой параллели;
6) тональность гармонической субдоминанты.
Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).
Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.
Итак, давайте перейдем к примерам.
Модуляция в тональность доминанты
Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению к ля мажору родственной доминантовой тональностью будет являться ми мажор (именно такое трезвучие мы получаем из звуков ми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции из до мажора в соль мажор:
Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.
Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоника до мажора приравнивается субдоминанте соль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.
Модуляция в тональность доминантовой параллели
Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоника до мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, в ми миноре является трезвучием шестой ступени.
Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.
Модуляция в тональность субдоминанты
Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Для до мажора это фа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) в фа мажоре будет выглядеть как доминанта.
Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.
Модуляция в гармоническую субдоминанту
По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (от ре-бемоля).
Модуляция в тональность субдоминантовой параллели
Чтобы перейти в тональность второй ступени, тонику до мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступени ре минора, в который нам нужно перейти.
Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64 ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучии ре минора).
Модуляция в параллельный минор
Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоника до мажора приравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.
Заключение
Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.
Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в комментариях, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч! А также рекомендуем ознакомиться с материалом