Тема музыки в литературных произведениях
Что заложено в основу музыкальных и литературных произведений, что вдохновляет их сочинителей? Их образы, темы, мотивы, сюжеты имеют общие корни, они рождаются из реальности окружающего мира.
И пусть музыка и литература находят своё выражение в совершенно разных языковых формах между ними много общего. Наиважнейшим стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературной, и в музыкальной речах.
В соединении слова и музыки рождаются песни и романсы, в которых, кроме словесного выражения эмоций, душевное состояние передаётся посредством музыкальной выразительности. Ладовая окраска, ритм, мелодика, формы, аккомпанемент создают неповторимые художественные образы. Всем известно, что музыка и без слов, одними только сочетаниями звуков, способна вызывать в слушателях самые разные ассоциации и внутренние волнения.
“Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает её разум”
Ромен Роллан
Каждый из людей по-своему относится к музыке — для одних это профессия, для других хобби, для третьих лишь приятный фон, но все знают о роли этого искусства в жизни и судьбе человечества.
Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности. При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию. Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия.
Вот почему для обретения большей наглядности, этот вид искусства вступает в симбиозы с другими искусствами. И, чаще всего, с литературой. Но симбиоз ли это? Зачем авторы — поэты и прозаики — так часто касаются темы музыки в литературных произведениях? Что даёт читателю образ музыки между строк?
По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, “музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок”. А для Стефана Малларме, теоретика символизма, музыка — это дополнительный объём, дарующий читателю более яркие, выпуклые изображения реалий жизни.
Разные языки воспроизведения и способы восприятия этих видов искусств делают их непохожими, далекими друг от друга. Но цель, как у любого языка, одна — донести информацию от одного человека до другого. Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Так она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны.
А некоторые писатели и сами сочиняли музыку. Мало кто знает, что один из самых известных русских вальсов написал А. Грибоедов, знаменитый автор пьесы “Горе от ума”…
Поэт Б. Пастернак был близким другом А. Скрябина и сам мечтал стать композитором. Интересно, какая поэзия сокрыта в его фортепианных прелюдиях и сонатах?
Мелодии «звучащие» в контексте романов, рассказов и повестей включены в эти произведения не случайно. Они несут в себе кладезь информации, выполняют определенные функции:
- Музыкальная тема как сюжетный стержень произведения литературы (тема музыки в литературных произведениях Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», «После бала»).
- Использование музыкальных образов для более объёмного изображения психологической характеристики литературных героев («Крейцерова соната» — музыка, как «двойник» персонажа)
- Авторская идея литератора основана на образе музыканта, его представлений о жизни, музыке, окружающих людях (как в произведениях “Моцарт и Сальери” Александра Сергеевича Пушкина и “Кавалер Глюк” Теодора Амадея Гофмана).
- Создание литературного произведения по структуре музыкального («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина структурно схож с «Реквиемом», последним шедевром гениального композитора, стихотворения Афанасия Фета приятно напоминают романс, а кое-что из Бориса Пастернака — музыкальную импровизацию).
Тема музыки в литературных произведениях чувствуется и в активном использовании средств создания образов. Повторы, звукопись, образы-лейтмотивы — всё это пришло в литературу из музыки.
“… искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. Ромен Роллан
Так образ музыки между строк «оживляет», добавляет «краску» и «объём» одномерным изображениям характеров персонажей и событиям, переживаемым ими на страницах литературных произведений.