Музыкальная психология: воздействие музыки на человека

воздействие музыки на человекаСкорей всего, в прежние, советские годы, статью на подобную тему мне пришлось бы начать  с классического высказывания В.И.Ленина о музыке немецкого композитора Л.ван Бетховена, которую вождь мирового пролетариата назвал «божественной» и «нечеловеческой».

Ортодоксальные коммунисты охотно цитируют первую часть ленинского высказывания о том, что музыка будит в нем сентиментальность, что хочется плакать, гладить детей по головкам и говорить милые глупости. Меж тем, имеется и вторая часть – далеко не столь сентиментального свойства: Ильич словно спохватывается и вспоминает, что время сейчас не то, «надо не гладить, а бить по головкам, и бить больно».

Так или иначе, Ленин вёл речь именно о воздействии музыки на человека, на его эмоции и чувства. А способен ли голос певца, исполнителя затронуть самые потаённые струны души, вызвать в ней настоящий переворот? Ещё как!

Когда всё бьет в точку!

Хорошо известно, что песенное искусство поклонники любят очень избирательно. Одни слушают ради исполнителя, другие – ради музыки и аранжировки, третьи наслаждаются хорошим поэтическим текстом. Редко когда всё сходится в одну точку – тогда мы можем вести речь о музыкальном шедевре.

Знакомо ли вам ощущение, когда при первых же звуках голоса другого человека у вас мурашки по коже бегут, а потом случается нечто вроде озноба, когда бросает попеременно то в жар, то в холод? Несомненно!

«Марш, марш, вперед, рабочий народ!»

Голос может позвать на баррикады. Особенно, если в нём звучит металл, непоколебимая уверенность в правоте дела, готовность отдать за него жизнь. В фильмах «Молодая гвардия» обреченные на смерть девушки поют хором народную украинскую песню про сокола «Дивлюсь я на небо», в фильме «Юность Максима» заключенные подхватывают «Варшавянку». Жандармы затыкают им рот, но тщетно.

Высоко – значит, пронзительно!

Голос – это еще и тембр. Авторское пение – тембральное пение. «Серебряный голос» России Олег Погудин – исполнитель с высоким тембром. Кому-то такое исполнение кажется не мужским, не мужественным. Как сказать… Вот, например, пронзительная русская народная песня «То не ветер ветку клонит» в его исполнении. Не проникнуться эмоциями, кажется, просто невозможно:

Пониже, пониже…

И все-таки исполнители с низким баритоном, с низким тембром голоса оказывают куда более магическое воздействие на публику, особенно на женскую её половину. Таков французский шансонье Джо Дассен. Кроме продуманного внешнего облика – распахнутой на груди белой рубашки, из-под которой виднеются темные волосы – он покорял слушателей харизматичностью и задушевностью исполнения. С первых аккордов, с первых звуков голоса душа уносится куда-то вдаль – к идеалу, к небу:

Наконец, Владимир Высоцкий – видевший каждого человека в зале, работавший всегда с полной отдачей и могущий не хрипеть, когда пел о любви. Тут уж все женщины были его!

Словом, воздействие музыки на человека не просто велико – оно сродни катарсису. Впрочем, это уже тема следующей статьи…

Автор – Павел Малофеев



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *