Музыкальные ступени: понятие и классификация
Музыкальная гамма — это не просто последовательность нот. Каждая нота играет уникальную роль и обладает характерной функцией. В этой статье мы раскроем сущность ступеней в музыке, их важность и классификацию, что поможет вам глубже понять и анализировать музыкальные произведения.
Что такое ступени в музыке
Ступени в музыке — это позиции нот в рамках музыкального масштаба или гаммы. Каждая ступень соответствует определенной ноте в последовательности масштаба и имеет свой порядковый номер. В западной музыкальной традиции гаммы обычно состоят из семи различных нот, после которых цикл повторяется на следующей октаве.
Вот основные ступени диатонической гаммы и их общепринятые названия:
- Первая ступень — Тоника (основная нота гаммы, от которой начинается и на которой заканчивается гамма).
- Вторая ступень — Супертоника (нота, находящаяся на один шаг выше тоники).
- Третья ступень — Медианта (нота, которая делит гамму на две равные части, находится между тоникой и доминантой).
- Четвертая ступень — Субдоминанта (нота, находящаяся на пятом шаге ниже тоники или на четвертом шаге выше тоники).
- Пятая ступень — Доминанта (нота, находящаяся на пятом шаге выше тоники, часто используется для создания напряжения, которое разрешается возвратом к тонике).
- Шестая ступень — Субмедианта (нота, находящаяся на шестом шаге выше тоники).
- Седьмая ступень — Субтоника или Лидийская септима (в зависимости от типа гаммы, может быть ближе к тонике или на расстоянии целого тона от неё).
Ступени гаммы играют ключевую роль в музыкальной теории и композиции, так как они определяют гармонические отношения между нотами и формируют аккорды. Каждая ступень имеет своё музыкальное значение и функцию в контексте произведения, влияя на его гармоническое и мелодическое развитие.
Виды музыкальных ступеней
В музыкальной теории ступени гаммы классифицируются на устойчивые и неустойчивые, в зависимости от их функции и тенденции к разрешению в гармонии.
Устойчивые ступени:
Устойчивые ступени, также известные как стабильные или репозные, создают ощущение завершенности и покоя в музыке. Они служат фундаментом для аккордов и не требуют разрешения на другие ноты, чтобы звучать гармонично. В диатонической гамме к устойчивым ступеням относятся:
- Тоника (1-я ступень): Является самой стабильной нотой в музыкальном произведении, так как она определяет ключевую тональность и служит центральной точкой отсчета для всех остальных нот.
- Доминанта (5-я ступень): Хотя доминанта и создает некоторое напряжение, она считается относительно устойчивой, так как часто ведет обратно к тонике, создавая чувство резолюции.
- Субдоминанта (4-я ступень): Также является устойчивой ступенью, но в меньшей степени по сравнению с тоникой и доминантой. Субдоминанта часто используется для создания гармонического контраста перед возвращением к тонике.
Неустойчивые ступени:
Неустойчивые ступени, или диссонантные, создают ощущение напряжения и ожидания разрешения. Эти ступени требуют движения к более устойчивой ступени, чтобы разрешить созданное напряжение. К неустойчивым ступеням относятся:
- Супертоника (2-я ступень): Часто ведет к медианте или возвращается к тонике.
- Медианта (3-я ступень): Хотя может звучать относительно устойчиво, медианта часто движется к более стабильной доминанте или тонике.
- Субмедианта (6-я ступень): Обычно ведет к доминанте или субдоминанте.
- Субтоника (7-я ступень в натуральном миноре) или ведущая нота (повышенная 7-я ступень в мажоре и гармоническом миноре): Эта ступень создает сильное напряжение и обычно разрешается возвратом к тонике, особенно если она является ведущей нотой, находящейся на полутоне ниже тоники.
Неустойчивые ступени играют важную роль в создании музыкального интереса и движения. Они используются для формирования мелодических линий и аккордовых прогрессий, внося в музыку динамику и направленность.
Использование устойчивых и неустойчивых ступеней в композиции позволяет композитору управлять напряжением и расслаблением, создавая богатую и выразительную музыкальную текстуру. А также рекомендуем ознакомиться с материалом блюзовая гамма, двойная доминанта