Музыканту: как нейтрализовать эстрадное волнение?

эстрадное волнениеВолнение перед выступлением – так называемое эстрадное волнение – способно испортить публичное выступление, даже если оно представляет собой плод долгих и упорных репетиций.

Всё дело в том, что на сцене артист попадает в непривычную для себя обстановку – зону дискомфорта. И на этот дискомфорт мгновенно отзывается весь организм. Чаще всего такой адреналин полезен и иногда даже приятен, но у некоторых людей всё же может подняться давление, начаться тремор рук и ног, а это негативно сказывается на моторике. Результат – выступление проходит совсем не так, как хотелось бы исполнителю.

Что же можно предпринять, чтобы снизить влияние эстрадного волнения на исполнительскую деятельность музыканта?

Первое и главное условие победы над сценическим волнением – это опыт. Некоторые думают: «Чем больше выступлений, тем лучше». На самом деле сама частота ситуации публичного выступления не так уж и важна – важно, чтобы выступления были, чтобы к ним велась целенаправленная подготовка.

Второе не менее необходимое условие – нет, это не идеально выученная программа, это работа мозга. Когда вышли на сцену – не начинайте играть до тех пор, пока вы не удостоверитесь, что вы соображаете, что делаете. Никогда не позволяйте себе исполнять музыку «на автопилоте». Контролируйте весь процесс, даже если это вам кажется невозможным. Это вам действительно всего лишь кажется, не бойтесь разрушить мираж.

Само творчество и мыслительная деятельность отвлекают от волнения. Волнение просто никуда не исчезает (и не исчезнет никогда), оно просто должно уйти на задний план, скрыться, спрятаться так, что вы его перестанете ощущать. Вот будет забавно: я вижу, как трясутся мои руки, но почему-то эта тряска не мешает чисто играть пассажи!

Есть  даже такой специальный термин – оптимальное концертное состояние.

Третье – таки перестраховывайтесь и учите произведения, как следует! Распространёнными среди музыкантов опасениями является страх забыть и страх не сыграть то, что плохо проучено… То есть, к естественному волнению еще добавляются какие-то дополнительные поводы: волнение за плохо выученные пассажи и отдельные места

Если приходится играть наизусть, очень важно развивать не механическую память, или по-другому, мышечную память. Произведение нельзя знать одними «пальцами»! Развивайте логически-следственную память. Для этого необходимо проучивать произведение отдельными кусками, начиная с разных мест.

Четвёртое. Оно заключается в адекватном и позитивном восприятии себя, как исполнителя. С уровнем мастерства, конечно, растёт уверенность в себе. Однако, на это нужно время. И поэтому важно помнить, что любой провал забывается слушателями очень быстро. А для исполнителя, он будет служить толчком к еще большим усилиям и стараниям. Не стоит заниматься самоедством – это просто неприлично, чёрт вас возьми!

Помните, что эстрадное волнение – это нормально. Нужно лишь «приручить» его! Ведь даже самые опытные и зрелые музыканты признаются, что всегда испытывают волнение перед выходом на сцену. Что и говорить о тех музыкантах, которые всю жизнь играют в оркестровой яме – к ним не прикованы взгляды зрителей. Многие из них уже, к сожалению, почти не в состоянии выйти на сцену и сыграть что-либо.

А вот маленькие дети обычно не испытывают больших затруднений при выступлениях. Они охотно выступают, совершенно не смущаясь, и испытывают удовольствие от этого занятия. В чем же причина? Все просто – они не занимаются «самобичеванием» и относятся к выступлению просто.

Так и нам, взрослым людям нужно почувствовать себя маленькими детьми и, сделав всё, чтобы снизить эффект эстрадного волнения, получать от выступления радость.

Автор – Ольга Беляева



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *