Одноактная опера

Одноактная операОпера, состоящая из одного сценического действия, называется одноактной оперой. Это действие может разделяться на картины, сцены, эпизоды. Временная продолжительность такой оперы значительно меньше многоактной. Несмотря на миниатюрные размеры, опера в одном действии представляет собой полноценный музыкальный организм с развитой драматургией и архитектоникой, отличается жанровым разнообразием. Как и «большая» опера, она начинается увертюрой или вступлением, содержит сольные и ансамблевые номера.

Тем не менее, одноактная опера имеет свои характерные черты: небольшое число действующих лиц, отсутствие больших массовых сцен, замкнутость пространства, в котором разворачивается действие оперы, отсутствие отстраняющих от основного действия эпизодов. В операх малой формы усиливается роль оркестра, в котором краткое проведение важного тематического материала, компенсирует «многословие» крупной оперы.

Пример:

Одноактная опера в XVII-XVIII вв. часто исполнялась в антрактах масштабных опер; в придворных, а также в домашних театрах. Центральным элементом музыкальной выразительности ранней малой оперы был речитатив, а с середины XVIII в. ария отодвигает его на второй план. Речитативу отводится роль двигателя сюжета и  связки между ансамблями и ариями.

От Глюка до Пуччини.

В 50-е гг. XVIII в. Х. В. Глюк сочинил в две милые развлекательные одноактные оперы: «Исправившиеся пьяницы» и «Китаянки», а П. Масканьи век спустя, дарит миру драматическую оперу малой формы «Сельская честь». Подъем жанра в начале XX в. вызвал интерес к нему Д. Пуччини и создание композитором одноактных опер «Плащ» по мотивам одноимённой пьесы Д. Гольда, «Джанни Скикки», «Сестра Анжелика»; П. Хиндемит пишет комическую оперу «Нуш-Нуши». Примеров опер малой формы множество.

odnoaktnaya-opera2

История судьбы знатной дамы, родившей вне брака ребёнка и ушедшей в монастырь на покаяние составляет основу сюжета оперы Пуччини «Сестра Анжелика».Узнав о смерти сына, сестра Анжелика выпивает яд, но осознание, что самоубийство страшный грех, который не позволит ей увидеться с ребёнком на небесах, побуждает героиню к молитве Деве Марии о прощении. Она видит в пространстве церкви Святую Деву, ведущую за руку светлокудрого мальчика, и умирает с миром.

Драматическая «Сестра Анжелика» отличается от всех других опер Пуччини. В ней участвуют только женские голоса, и лишь в заключительной сцене звучит хор мальчиков («Хор Ангелов»). В произведении использована стилизация церковных песнопений с органом, приёмы полифонии строгого стиля, в оркестре слышны колокольные перезвоны.

Интересно открывается первая сцена – молитвой Ave Maria, сопровождающаяся аккордами органа, ударами колоколов и щебетом птиц. На этой же теме будет основана картина ночи – симфоническое интермеццо. Основное внимание в опере уделено созданию тонкого психологического портрета главной героини. В партии Анжелики  крайний драматизм выражается порой в речевых возгласах без определенной высоты.

Одноактные оперы русских композиторов.

Выдающиеся русские композиторы сочинили множество прекрасных одноактных опер различных жанров. Большинство их созданий принадлежит к лирико-драматическому или лирическому направлению (например, «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, “Иоланта” Чайковского, “Алеко” Рахманинова и т.д.), но и комическая опера малой формы – не редкость. И.Ф. Стравинский написал оперу в одном действии по мотивам пушкинской поэмы «Домик в Коломне», рисующей картину провинциальной России начала XIX в.

Главная героиня оперы Параша наряжает своего возлюбленного – удалого гусара, кухаркой Маврой, чтобы иметь возможность быть с ним вместе и усыпить подозрения своей строгой матери. Когда обман раскрывается, «кухарка» удирает через окно, а Параша убегает следом. Самобытность опере « Мавра» придаёт красочный материал: интонации городского сентиментального романса, цыганской песни, оперной арии-ламенто, плясовых ритмов, и весь этот музыкальный калейдоскоп помещен в пародийно-гротесковое  русло произведения.

Детские оперы малой формы.

Одноактная опера хорошо подходит для детского восприятия. Композиторы –классики написали множество опер малой формы для детей. Они длятся от 35 минут до одного часа с небольшим. К детской опере в одном действии обратился М. Равель. Он создал прелестное произведение «Дитя и волшебство» о нерадивом мальчишке, который с нежеланием готовит уроки чинит шалости назло матери. Испорченные им вещи оживают и угрожают негоднику.

Неожиданно из книжной страницы появляется Принцесса, упрекает мальчика и исчезает. Учебники настойчиво диктуют ему ненавистные задачи. Появляются играющие котята, и Дитя устремляется за ними в сад. Здесь на маленького проказника жалуются обиженные им растения, зверушки и даже дождевая лужица. Обиженные существа хотят затеять драку, желая отомстить мальчугану, но неожиданно начинают потасовку между собой. Испуганное Дитя зовёт Маму. Когда к его ногам падает покалеченная Белка, мальчик перевязывает ей больную лапку и падает без сил. Все понимают, что ребенок исправился. Участники событий поднимают его, несут к дому и зовут Маму.

Использованные композитором ритмы модных в XX в. танцев вальса-бостона, фокстрота составляют оригинальный контраст стилизованным лирическим и пасторальным эпизодам. Ожившие вещи представлены инструментальным тематизмом, а персонажам, симпатизирующим дитяти, отданы напевные, мелодии. Обильно применено Равелем звукоподражание (кошачье фырканье и мяуканье, кваканье лягушек, бой часов и звон разбитой чашки, порханье птичьих крылышек и др.).

В опере силён декоративный элемент. Ярко окрашен дуэт неуклюжего Кресла и жеманной Кушетки – в ритме менуэта, а Дуэт Чашки и Чайника представляет собой фокстрот в пентатонном ладу. Гротескный напористый хор и танец цифр резок, с ощутимым ритмом галопа. Второй картине оперы присуща обильная вальсовость – от серьезной элегической до – комической. А также рекомендуем ознакомиться с материалом оперная певица, оперы Чайковского

Автор – Алла Чайка.

Метки:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *