Православная церковная музыка и русская музыкальная классика
В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.
Припадая к истокам
Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.
Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.
Мелос русских композиторов и церковные песнопения
Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.
Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).
Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.
Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.
Звучат колокола
Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.
Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).
Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).
А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно. А также рекомендуем ознакомиться с материалом оперы Чайковского
М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”
Автор – Алла Чайка