Известнейшие произведения для хора a’capella


«Эхо»
Орландо ди Лассо

Одним из самых ярких произведений для хора является «Эхо» Орландо ди Лассо, написанного на собственные тексты.

Хор написан в форме канона, и содержит в себе два гомофонно-гармонических пласта – это основной хор и ансамбль солистов, с помощью чего композитор и добивается эффекта эхо. Хор поёт в громкой динамике, а солисты повторяют концовки фраз на пиано, создавая этим очень красочный и яркий образ. Короткие фразы имеют разные интонации – повелительные, вопросительные и даже просительные, а также очень выразительно показано звуковое замирание в конце произведения.

Несмотря на то, что это произведение написано много столетий назад, музыка безоговорочно покоряет современного слушателя своей свежестью и лёгкостью.

****************************************************************************************************************

Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина

Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина является особенным. В нём затрагивается очень болезненная тема для многих. Хор написан на стихи о Великой Отечественной войне, в нём раскрываются темы скорби и печали, героизма и патриотизма, а также всенародного почтения и гордости. Сам автор посвятил это произведение своему брату, который не вернулся с войны.

Цикл образуют четыре части – четыре хора:

  • Первый хор «Как дорог друг» выступает прологом и имеет суровый и повествовательный характер.
  • Второй – «Прошла война» пронизан болью о невозвратимых утратах, лирическими раздумьями о тяжёлых последствиях войны.
  • Третий хор «Я убит подо Ржевом» — рассказ солдата, который погиб в бою, несёт драматический характер.
  • Четвёртый — «К вам павшие» можно назвать гимном, он пропитан торжественностью и глубоким почтением перед героями войны.

****************************************************************************************************************

П. Чайковский
«Ночевала тучка золотая» 

Ещё одним известным произведением для хора является миниатюра П. Чайковского «Ночевала тучка золотая», написанная на стихотворение М. Лермонтова «Утёс». Композитор намеренно использовал не название стиха, а первую строку, чем поменял смысл и центральный образ.

Чайковский очень мастерски в таком миниатюрном произведении с помощью гармоний и динамики показывает разные образы и состояния. Используя хоровое изложение, автор выделяет хору роль рассказчика. Здесь присутствуют состояния лёгкой грусти, печали, задумчивости и созерцания. В таком на первый взгляд коротком и простом произведении содержится очень глубокий смысл, который может уловить только тонкий и утончённый слушатель.

****************************************************************************************************************

 «Херувимская песнь»
В. Каллиникова 

«Херувимскую» В. Каллиникова можно найти в репертуаре многих как профессиональных хоров, так и церковно-приходских. Это происходит по той причине, что каждый, кто слышит этот хор, не может остаться равнодушным, настолько она с первых аккордов завораживает своей красотой и глубиной.

Херувимская является частью православной Литургии, и имеет очень важное значение, так как с этого момента на богослужении могут присутствовать только крещёные христиане.

Это произведение для хора универсально тем, что может исполняться как часть Божественной литургии, так и как самостоятельное концертное произведение, в обоих случаях покоряя молящихся и слушателей. Хор наполнен какой-то возвышенной красотой, простотой и лёгкостью, возникает желание слушать его много раз, постоянно находя в этой музыке что-то новое.

****************************************************************************************************************

 «Всенощное бдение»
С. Рахманинова 

«Всенощное бдение» Рахманинова можно считать шедевром русской хоровой музыки. Написано в 1915 году на основе церковных обиходных песнопений.

Всенощное бдение – это православное богослужение, которое при соблюдении церковного устава должно продолжаться с вечера до рассвета.

Хотя композитор и взял за основу обиходные мелодии, эту музыку нельзя исполнять на службе. Потому что она масштабная и пафосная. Слушая произведение, очень тяжело сохранять молитвенное состояние. Музыка вызывает восхищение, восторг и вводит в какое-то неземное состояние. Неожиданные гармонические обороты создают эффект калейдоскопа, постоянно открывая новые краски. Эту необычную музыку должен пропустить через себя каждый человек, который живёт на этой планете.





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *