Самые известные произведения для скрипки
В иерархии музыкальных инструментов скрипка занимает главенствующую ступень. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть.
Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты душевного кризиса. Никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента – души композитора.
Далее в статье будет представлен краткий обзор великолепных произведений для скрипки таких композиторов, как Чайковский, Сен-Санс, Венявский, Мендельсон, Крейслер.
П.И. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром
Концерт был создан во второй половине XIX в. Чайковский в ту пору как раз начал выходить из затяжной депрессии вызванной женитьбой. К этому времени он уже написал такие шедевры, как Первый фортепианный концерт, оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию. Но скрипичный концерт разительно отличается от этих произведений. Он более «классичный», его композиция одновременно гармонична и стройна. Буйство фантазии укладывается в строгие рамки, но, как ни странно, мелодия не теряет своей свободы.
На протяжении всего концерта главные темы всех трех частей пленяют слушателя своей пластичностью и непринужденной мелодичностью, которые с каждым тактом расширяются и набирают дыхание.
https://youtu.be/REpA9FpHtis
Первая часть дарит 2 контрастные темы: а) мужественная и энергичная; б) женственная и лирическая. Вторая часть называется Канцонетта. Она миниатюрна, легка и задумчива. Мелодия построена на отголосках воспоминаний Чайковского об Италии.
Финал концерта стремительным вихрем врывается на сцену в духе симфонической концепции Чайковского. Слушатель сразу рисует в своем воображении сцены народного веселья. Скрипка изображает задор, удальство и жизненную силу.
К. Сен-Санс, Интродукция и рондо-каприччиозо
Интродукция и рондо-каприччиозо — это виртуозное лирико-скерцозное произведение для скрипки с оркестром. В наше время оно считается визитной карточкой гениального французского композитора. Здесь слышны влияния музыки Шумана и Мендельсона. Эта музыка экспрессивна и легка.
Г. Венявский, Полонезы
Романтичные и виртуозные произведения для скрипки Венявского очень популярны среди слушателей. У каждого современного скрипача-виртуоза есть в своем репертуаре произведения этого великого человека.
Полонезы Венявского относятся к концертным виртуозным пьесам. В них чувствуется влияние Шопена. В полонезах композитор выразил темпераментность и масштабность своего исполнительского стиля. Музыка рисует в воображении слушателей зарисовки праздничного веселья с торжественным шествием.
Ф. Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром
В этом произведении композитор показал весь гений своего таланта. Музыка отличается скерцозно-фантастическими и пластичными песенно-лирическими образами. В концерте гармонично сочетается богатый мелодизм и простота лирического высказывания.
I и II части концерта представлена лирическими темами. Финал стремительно вводит слушателя в фантастический мир Мендельсона. Здесь прослеживается праздничный и шутливый колорит.
Ф. Крейслер, вальсы «Радость любви» и «Муки любви»
«Радость любви» — светлая и мажорная музыка. На протяжении всего произведения скрипка передает радостные чувства влюбленного человека. Вальс строится на двух контрастах: юношеская горделивость и изящное женское кокетство.
«Муки любви» — это очень лиричная музыка. В мелодии постоянно чередуется минор и мажор. Но даже радостные эпизоды представлены здесь с поэтичной грустью. А также рекомендуем ознакомиться с материалом ирландская музыка