РАХМАНИНОВ:  ТРИ ПОБЕДЫ НАД СОБОЙ

     Наверное, многие из нас совершали ошибки. Древние мудрецы говорили: “Человеку свойственно ошибаться”. К сожалению, бывают и такие серьезные неправильные решения или поступки, которые могут навредить всей нашей дальнейшей жизни. Мы сами выбираем, каким путем идти: тем трудным, который ведет нас к заветной мечте, прекрасной цели или, напротив, отдаем предпочтение красивой и легкой  дороге, которая нередко оказывается ложной,  тупиковой.

     Одного очень талантливого мальчика, моего соседа, из-за его собственной лени не приняли в кружок авиамоделирования. Вместо того, чтобы побороть этот недостаток, он выбрал приятную во всех отношениях секцию велоспорта и даже стал чемпионом. Спустя очень много лет выяснилось, что он обладает феноменальными математическими способностями, а самолеты – это его призвание. Остается только сожалеть, что его талант не был востребован. Может быть сейчас в небе летали бы совершенно новые типы самолетов? Однако лень победила талант.

     Другой пример. Перед девочкой, моей одноклассницей, с коэффициентом умственного развития сверхталантливого человека, благодаря её начитанности и целеустремленности открывалась прекрасная дорога в будущее. Её дедушка и папа были карьерными дипломатами. Перед ней были распахнуты двери в министерство иностранных дел и, далее, в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Может быть она внесла бы решающий вклад в процесс ослабления международной безопасности и вошла бы в историю мировой дипломатии. Но эта девочка не смогла побороть в себе эгоизм, не развила в себе умение находить компромиссное решение, а без этого дипломатия невозможна. Мир потерял для себя талантливого эрудированного миротворца.

     Причем здесь музыка? – спросишь ты. И, наверное, слегка подумав, ты самостоятельно найдешь правильный ответ: Великие музыканты выросли из маленьких мальчиков и девочек. Значит, и они тоже порой делали ошибки. Важно другое. Они, похоже, научились преодолевать барьеры ошибок, пробиваться сквозь стену, сложенную из кирпичиков лени, непослушания, злобы, зазнайства, лжи и подлости.

     Многие прославленные музыканты могли бы послужить для нас, молодых, примером своевременного исправления своих ошибок, умения не совершать их повторно. Пожалуй, ярким тому образцом является жизнь умного сильного человека талантливого музыканта Сергея Васильевича Рахманинова. Он смог за свою жизнь совершить три подвига, три победы над собой, над своими ошибками: в детстве, юношестве и уже в зрелые годы. Им были повержены все три головы дракона…  А теперь все по порядку.

     Родился Сергей в 1873г. в деревне Семеново Новгородской губернии в дворянской семье. История рода Рахманиновых еще не до конца изучена, в ней остается немало загадок. Разгадав одну из них, ты сможешь понять, почему, будучи весьма успешным музыкантом, и обладая твердым характером, он, тем не менее, всю свою жизнь сомневался в себе. Лишь самым близким друзьям он признавался: «Я в себя не верю».

      Семейное предание Рахманиновых гласит, что пятьсот лет назад из молдавского государства в Москву приехал служить потомок молдавского правителя господаря Стефана III Великого (1429-1504гг.) Иван Вечин. При крещении своего сына Иван дал ему крестильное имя Василий. А в качестве второго, мирского ему выбрали имя Рахманин.  Это имя, пришедшее из ближневосточных стран, означает: «кроткий, тихий, милосердный». Вскоре после приезда в Москву «посланец» молдавского государства, видимо, утратил влияние и значимость в глазах России, так как Молдавия на несколько веков попала в зависимость от Турции.

     Музыкальная история рода Рахманиновых, пожалуй, начинается с Аркадия Александровича, который был дедушкой Сергея по отцовской линии. Он научился игре на фортепиано у приехавшего в Россию ирландского музыканта Джона Филда. Аркадий Александрович считался талантливым пианистом. Несколько раз виделся с внуком. Одобрительно относился к занятиям Сергея музыкой.

     Отец Сергея, Василий Аркадьевич (1841-1916гг.), также был одаренным музыкантом. Сыном занимался мало. В молодости служил в гусарском полку. Любил веселиться. Вел бесшабашный, легкомысленный образ жизни.

     Мама, Любовь Петровна (в девичестве Бутакова), была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова. Она начала заниматься музыкой с сыном Сережей, когда ему исполнилось пять лет. Очень скоро он был признан музыкально одаренным мальчиком.

      В 1880г., когда Сергею исполнилось семь лет, отец разорился. Семья осталась практически без средств к существованию. Родовое имение пришлось продать. Сына отправили в Санкт-Петербург к родственникам. К этому времени родители разошлись. Причиной развода послужила легкомысленность отца. Приходится с сожалением констатировать, что у мальчика крепкой семьи фактически и не было.

     В те годы  Сергея описывали как худенького, высокого мальчика с крупными выразительными чертами лица, большими длинными руками. Таким он встретил свое первое серьезное испытание.

      В 1882г., в девятилетнем возрасте, Сережу определили на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. К сожалению, отсутствие серьезного надзора со стороны взрослых, ранняя самостоятельность, все это привело к тому, что он учился плохо, часто пропускал занятия. На итоговых экзаменах получил по многим предметам плохие отметки. Был лишен стипендии. Скудные деньги (ему давали на еду гривенник), которых хватало только на хлеб и чай, он часто тратил совсем на другие цели, например, покупал билет на каток.

      У сережиного дракона выросла первая голова.

      Взрослые, как могли, постарались изменить ситуацию. Они перевели его в 1885г. в Москву на третий курс младшего отделения Московской  консерватории. Сергея определили в класс профессора Н.С. Зверева. Договорились, что мальчик будет жить в семье профессора, но через год, когда Рахманинову исполнилось шестнадцать лет, он переезжает к своим родственникам Сатиным. Дело в том, что Зверев оказался очень жестоким, невоздержанным человеком, и это до предела осложнило отношения между ними.

     Расчет на то, что смена места учебы повлечет за собой изменение отношения Сергея к учебе, оказался бы совершенно неверным, если бы он сам не захотел измениться. Именно Сергей сам сыграл главную роль в том, что из лентяя и озорника  ценой огромных усилий превратился в трудолюбивого, дисциплинированного человека. Кто бы тогда мог подумать, что со временем Рахманинов станет исключительно требовательным и строгим к себе. Теперь ты знаешь, что успех в работе над собой может прийти не сразу. За это надо бороться.

       Многие, кто знал Сергея до перевода  из Санкт-Петербурга и после, поражались и другим переменам в его поведении. Он научился никогда не опаздывать. Четко планировал свою работу и жестко выполнял намеченное. Ему была чужда самоуспокоенность, самоудовлетворенность, Напротив, был одержим достижением совершенства во всем. Был правдив, не любил лицемерия.

      Огромная работа над собой привела к тому, что внешне Рахманинов производил впечатление властного, цельного, сдержанного человека. Говорил тихо, спокойно, неспешно. Был предельно аккуратным.

      Внутри волевого, слегка насмешливого супермена жил прежний Сережа из  далекого неустроенного детства. Таким его знали только самые близкие друзья. Подобная двойственность, противоречивость рахманиновской натуры служила тем взрывоопасным материалом, который мог в любую минуту воспламениться внутри него. И это действительно случилось спустя несколько лет, уже после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории и получения диплома композитора и пианиста. Здесь надо отметить, что успешной учебе и последующей деятельности Рахманинова на музыкальном поприще способствовали его прекрасные данные: абсолютный слух, чрезвычайно тонкий, рафинированный, изощренный.

    За годы учебы в консерватории написал несколько произведений, одно из которых, “Прелюдия до-диез минор”, является одним из самых его известных. Когда ему было девятнадцать лет, Сергей сочинил свою первую оперу “Алеко” (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина “Цыганы”. Опера очень понравилась П.И. Чайковскому.

     Сергею Васильевичу удалось стать одним из лучших пианистов мира, блестящим исключительно талантливым исполнителем. Диапазон, масштаб, палитра красок, приемы колористики, оттенки исполнительного мастерства Рахманинова были поистине безграничными. Он завораживал знатоков фортепианной музыки умением достигать высочайшей выразительности в едва различимых тончайших нюансах музыки. Огромным его преимуществом было свойственное только ему индивидуальное толкование исполняемого произведения, способное оказывать сильное влияние на чувства людей. Трудно поверить, что этот гениальный человек когда-то  получал плохие оценки по музыкальным предметам.

      Еще в молодости  он продемонстрировал великолепные задатки в искусстве дирижирования. Его стиль, манера работы с оркестром околдовывали, очаровывали людей. Уже в двадцать четыре года был приглашен дирижировать в Московской частной опере Саввы Морозова.

     Кто бы мог тогда подумать, что успешная карьера будет прервана на целых четыре года и что Рахманинов в этот период полностью утратит способность сочинять музыку…  Над ним вновь нависла страшная голова дракона.

     15 марта 1897г. крупной неудачей закончилась премьера в Петербурге его Первой  симфонии (дирижер А.К. Глазунов). Было тогда Сергею двадцать четыре года. Говорят, что исполнение симфонии было недостаточно сильным. Однако, думается, все же, что причиной провала стал «излишне» новаторский, модернистский характер самого произведения. Рахманинов поддался господствовавшей тогда тенденции радикального ухода от традиционной классической музыки, поиска подчас любой ценой новых тенденций в искусстве. В тот тяжелый для него момент он утратил веру в себя как реформатора.

     Последствия неудачной премьеры были очень тяжелыми. Несколько лет он находился в подавленном состоянии на грани нервного срыва. Мир мог бы и не узнать о талантливом музыканте.

     Лишь огромным усилием воли, а также благодаря советам опытного специалиста Рахманинов смог выйти из кризиса. Победа над собой была ознаменована написанием в 1901г. Второго фортепианного концерта. Мрачные последствия очередного удара судьбы были преодолены.

      Начало ХХ века прошло под знаком высочайшего творческого подъема. Сергей Васильевич в этот период создал много гениальных произведений: оперу “Франческа да Римини”, Концерт для фортепиано с оркестром №3,  Симфоническую поэму “Остров мертвых”, поэму “Колокола”.

    Третье испытание выпало на долю Рахманинова после его отъезда с семьей из России сразу после революции 1917 года. Возможно, не последнюю роль в принятии такого непростого решения сыграла борьба новой власти со старой элитой, представителями прежнего господствовавшего класса. Дело в том, что жена Сергея Васильевича была из древнего княжеского рода, происходившего от Рюриковичей, давших России целую плеяду царских особ. Рахманинов хотел уберечь семью от неприятностей.

     Разрыв с друзьями, новая непривычная среда, тоска по Родине угнетали Рахманинова. Адаптация к жизни в чужих краях шла очень медленно. Неопределенность, тревога по поводу дальнейшей судьбы России, судьбы своей семьи нарастали. В итоге, пессимистические настроения привели к длительному творческому кризису. Змей Горыныч ликовал!

      Почти десять лет Сергей Васильевич не мог сочинять музыку. Не было создано ни одного крупного произведения. Деньги зарабатывал (и весьма успешно) концертами. 

     В зрелом возрасте трудно было бороться с самим собой. Злые силы вновь одолевали его. К чести Рахманинова он и в третий раз сумел пережить трудности, преодолел последствия отъезда из России. И в конце концов неважно, было ли решение об эмиграции  ошибкой или судьбой. Главное – он вновь победил!

       Вернулся к творчеству. И хотя написал всего шесть произведений, но все они были великими творениями мирового уровня. Это – Концерт для фортепиано с оркестром №4, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, Симфония №3. В 1941г. сочинил свое последнее величайшее произведение “Симфонические танцы”.

      Наверное,  победу над собой можно приписать не только внутреннему самообладанию Рахманинова, его силе воли. Конечно же, ему на помощь приходила музыка. Возможно, именно она спасала его в минуты отчаяния. Как ни вспомнить подмеченный Мариэттой Шагинян трагический эпизод, случившийся на борту гибнущего теплохода “Титаник” с обреченным на верную гибель оркестром. Корабль постепенно уходил под воду. Спастись могли только женщины и дети. Всем остальным не хватало ни места в шлюпках, ни спасательных жилетов. И в этот страшный момент зазвучала музыка! Это был Бетховен… Оркестр затих только, когда корабль скрылся под водой… Музыка помогала пережить трагедию…

        Музыка дает надежду, объединяет людей в чувствах, мыслях, действиях. Ведет в бой. Музыка уносит человека из трагического несовершенного мира в страну грёз к счастью.

          Наверное, только музыка спасала Рахманинова от посещавших его в последние годы жизни пессимистических мыслей: “Я не живу, никогда не жил, до сорока лет надеялся, а после сорока вспоминаю…”

          В последнее время он думал о России. Вел переговоры о возвращении на Родину. Когда началась Вторая мировая война, он пожертвовал свои деньги на нужды фронта, в том числе на строительство военного самолета для Красной армии. Рахманинов, как мог, приближал Победу. А также рекомендуем ознакомиться с материалом регент-дирижер, игра на виолончели




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *