РИМСКИЙ – КОРСАКОВ:  МУЗЫКА ТРЕХ СТИХИЙ – МОРЯ,  КОСМОСА  И  СКАЗКИ

     Прислушайся к музыке Римского-Корсакова. Ты не заметишь, как перенесешься  в мир СКАЗКИ, волшебства, фантастики. “Ночь перед Рождеством”, “Золотой петушок”, “Снегурочка”… Эти и многие другие произведения “Великого сказочника в музыке” Римского-Корсакова пронизаны детской мечтой о сказочной жизни, о добре и справедливости. Герои былин, легенд, мифов приходят из царства музыки в твой мир грёз. С каждым новым аккордом границы сказки раздвигаются все шире и шире. И, вот, ты уже не в музыкальном зале. Стены растворились, и ты    участник битвы с  колдуном. И только от твоей храбрости зависит, чем закончится сказочное сражение со злом!

     Победа Добра. Об этом мечтал композитор. Он хотел, чтобы каждый человек на Земле, все Человечество превратились в чистое, лишенное пороков творение Великого КОСМОСА. Римский-Корсаков верил, что если Человек научится “смотреть  на звезды”, мир людей станет лучше, совершеннее, добрее. Он мечтал, что рано или поздно наступит Гармония человека и безграничного Космоса, подобно тому, как гармоничное звучание “маленькой” ноты в огромной симфонии, создает прекрасную музыку. Композитор мечтал, чтобы в мире не было ни фальшивых нот, ни плохих людей. 

        Еще одна стихия звучит в музыке великого музыканта – это мелодии ОКЕАНА, ритмы подводного царства. Волшебный мир Посейдона навсегда очарует, заворожит тебя. Но твой слух пленят не песни коварных мифических Сирен. Зачарует тебя красивая чистая музыка морских просторов, воспетых Римским-Корсаковым в операх “Садко”, “Сказка о царе Салтане”, сюите “Шехерезада”.

     Откуда в творчестве Римского – Корсакова возникла тема Сказки, почему его увлекли идеи Космоса и Моря? Как случилось, что именно этим стихиям было суждено стать путеводными звездами его творчества? Какими дорогами он пришел к своей Музе? Поищем ответы на эти вопросы в его детских и юношеских годах.

     Николай Андреевич Римский – Корсаков родился 6 марта 1844г. в небольшом городе Тихвинске Новгородской губернии. В роду Николая (в семейном кругу его звали Ники) было немало  прославленных морских боевых офицеров, а также высокопоставленных государевых служащих.

     Прадед Николая, Воин Яковлевич Римский – Корсаков (1702-1757гг.), посвятил себя морской военной службе. После окончания Морской академии охранял водные рубежи России на Балтике  в акватории Санкт-Петербурга. Стал вице-адмиралом, возглавил Кронштадтскую эскадру.

      Дедушка  Ники, Петр Воинович, выбрал иной жизненный путь. Служил государству на гражданском поприще: был предводителем дворянства. Но стал легендарной личностью в семье не благодаря этому. Прославился он своим отчаянным поступком: похитил свою возлюбленную, не получив от ее родителей согласия на замужество.

       Говорят, что Николаю, будущему великому композитору, дали имя в честь его дяди, Николая Петровича Римского – Корсакова (1793-1848гг.)  Он дослужился до вице-адмирала. Совершил несколько героических морских походов, в том числе участвовал в кругосветном плавании. В годы войны 1812 года сражался на суше против французов под Смоленском, а также на Бородинском поле и под Тарутино. Получил много боевых наград. В 1842г. за заслуги перед отечеством был назначен директором Морского корпуса Петра Великого (военно-морской институт).

       Отец композитора, Андрей Петрович (1778-1862гг.), достиг больших высот на государевой службе. Стал вице-губернатором Волынской губернии. Однако по каким-то причинам, возможно, из-за того, что не проявил требуемой жесткости в отношении вольнодумцев – противников царской власти, был уволен в 1835г. со службы с очень низкой пенсией. Это случилось за девять лет до рождения Ники. Отец разорился.

      Андрей Петрович не принимал серьезного участия в воспитании сына. Дружбе отца с Николаем препятствовала огромная разница в возрасте. Когда родился Ники, Андрею Петровичу было уже больше 60 лет.

     Мама будущего композитора, Софья Васильевна, была дочерью богатого помещика Скарятина  и крепостной крестьянки. Мама любила сына, но и у нее тоже была очень большая разница в возрасте с Ники – примерно 40 лет. В отношениях между ними порой возникала некоторая напряженность. Главной причиной этого являлись, пожалуй, даже не возрастные проблемы.  Ее угнетала  нехватка денег в семье. Она надеялась на то, что сын, может быть даже вопреки его собственному желанию, выберет, когда станет взрослым, хорошо оплачиваемую профессию военно-морского офицера. И она подталкивала Николая к этой цели, опасаясь, как бы он не свернул с намеченного пути.

     Итак, в семье у Ники сверстников не было. Даже родной брат был старше Николая на 22 года. А если учесть, что брат отличался жестким нравом (нарекли его в честь прадеда Воином) особой душевной близости у них практически не было. У Ники, тем не менее, было восторженное отношение к брату.  Ведь Воин выбрал сложную и романтическую профессию военного моряка!

      Жизнь среди взрослых людей, давно забывших свои детские желания и помыслы, способствует формированию у ребенка практичности, реализма, нередко, в ущерб мечтательности. Не этим ли объясняется тяга будущего композитора к сказочным сюжетам в его музыке? Он  попытался «прожить» в зрелом возрасте ту прекрасную сказочную жизнь, которой был почти лишен в детстве?

     Редкое для юноши сочетание практичности и мечтательности просматривается в известной фразе Римского – Корсакова, прозвучавшей в его письме маме: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Кстати о звездах. Николай рано увлекся чтением рассказов о звездах, заинтересовался астрономией.

     Море в «борьбе» со звездами «не хотело» сдавать свои позиции. Взрослые воспитывали еще совсем молоденького Николая как будущего командира, капитана корабля. Много времени уделялось физической подготовке. Был приучен к гимнастике, четкому соблюдению распорядка дня. Рос крепким, выносливым мальчиком. Старшие добивались, чтобы он был самостоятельным, трудолюбивым.  Старались не баловать. Учили умению подчиняться, быть ответственным. Может быть, поэтому он казался (особенно с возрастом) замкнутым, сдержанным, необщительным и даже суровым человеком.

        Благодаря такому жесткому спартанскому воспитанию у Николая постепенно сформировалась железная воля, а также очень строгое и требовательное отношение к себе.

      А что же музыка? Осталось ли ей место в жизни Ники? Надо признать, что, начав заниматься музыкой, юный Римский-Корсаков в своих мечтах по-прежнему стоял на капитанском мостике военного корабля и командовал: «Отдать швартовы!», «Взять рифы на бом-брам-стеньге, кливере и стакселе!»

    И хотя он начал играть на фортепиано с шести лет, любовь к музыке возникла не сразу, не скоро стала всеобъемлющей, всепоглощающей. В пользу музыки играли рано обнаруженный у Ники прекрасный музыкальный слух, отличная память. Его мама любила петь, обладала хорошим слухом, отец тоже занимался вокалом. Дядя Николая, Павел Петрович (1789-1832г.), о котором Ники знал по рассказам родных людей, мог по памяти сыграть любой фрагмент из услышанного музыкального произведения любой сложности. Он не знал нот. Зато, обладал прекрасным слухом и феноменальной памятью.

     С одиннадцати лет Ники стал сочинять свои первые произведения. Хотя специальными академическими знаниями в этой области он вооружится, и то только частично, лишь спустя четверть века.

     Когда наступило время профессиональной ориентации Николая, никаких сомнений по вопросу, куда пойти учиться, ни у взрослых, ни у двенадцатилетнего Ники не было. В 1856г. он был определен в Морской кадетский корпус (Санкт-Петербург). Началась учеба. Сначала все шло нормально. Однако спустя пару лет у него резко возрос интерес к музыке на фоне преподававшихся в морском училище сухих дисциплин, связанных с военно-морским делом. В свободное от учебы время Николай все чаще стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга. С большим интересом слушал оперы Россини, Доницетти и Карла фон Вебера (предшественник Вагнера). Был восхищен произведениями М.И. Глинки: «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Полюбил оперу «Роберт – Дьявол» Джакомо Мейербера. Рос интерес к музыке Бетховена, Моцарта.

    Большую роль в судьбе Римского – Корсакова сыграл русский пианист и педагог Федор Андреевич Канилле. В 1859-1862гг. у него брал уроки Николай. Федор Андреевич очень высоко оценил способности юноши. Посоветовал начать сочинять музыку. Познакомил с опытным композитором М.А. Балакиревым и музыкантами, входившими в организованный им музыкальный кружок «Могучая кучка».

     В 1861-1862гг., то есть в последние два года учебы в Морском корпусе, Римский – Корсаков по совету Балакирева приступил, несмотря на отсутствие достаточных музыкальных знаний, к написанию своей первой симфонии. Неужели такое возможно: без должной подготовки и сразу браться за симфонию? Таков был стиль работы создателя «Могучей кучки». Балакирев полагал, что работа над пусть даже слишком сложным для ученика произведением полезна тем, что по мере написания музыки происходит процесс обучения искусству композиции. Ставил непомерно сложные задачи…

     Роль музыки в помыслах и судьбе Римского-Корсакова стала доминировать над всем остальным. У Николая появились друзья-единомышленники: Мусоргский, Стасов, Кюи.

     Приближался срок окончания обучения морскому делу. Мама Николая и его старший брат, считавшие себя ответственными за карьеру Николая, увидели в возросшем увлечении музыкой угрозу военно-морской профессии Ники. Началось жесткое противодействие увлечению искусством.

     Мама, стремясь «развернуть» сына к морской карьере, писала своему сыну: «Музыка составляет принадлежность праздных девиц и легкое развлечение занятого человека». В ультимативном тоне она высказывалась: «Я не желаю, чтобы твое пристрастие к музыке, было в ущерб службе». Такая позиция родного человека привела к охлаждению на длительный период отношений сына с мамой.

     Гораздо более жесткие меры в отношении Ники предпринял старший брат. Воин перестал оплачивать уроки музыки у Ф.А. Канилле.  К чести Федора Андреевича, он предложил Николаю учиться у него на бесплатной основе.

       Мама и старший брат, руководствуясь благими, как они полагали, намерениями, добились включения Николая в состав команды парусного клипера «Алмаз», который готовился к отплытию в длительное плавание по Балтике, Атлантическому океану и Средиземному морю. Итак, в 1862г. сразу после окончания с отличием Морского корпуса гардемарин Римский – Корсаков в восемнадцатилетнем возрасте отправился в трехлетнее плавание.

      Почти на тысячу дней он оказался оторванным от музыкальной среды, друзей. Вскоре его стало тяготить это плавание среди, как он выражался, «фельдфебелей» (одно из самых низших офицерских званий, ставшим синонимом грубости, самоуправства, невысокого образования и низкой культуры поведения). Это время он считал потерянным для творчества, музыкального образования. И, действительно, за «морской» период своей жизни Николай сумел сочинить очень немногое: всего лишь вторую часть (Andante) Первой симфонии. Конечно же, плавание в определенном смысле негативно сказалось на музыкальном образовании Римского-Корсакова. Ему не удалось получить полноценных классических знаний в области музыки. Он переживал из-за этого. И только когда в 1871г., уже в зрелом возрасте, его пригласили в консерваторию преподавать практическое (не теоретическое) сочинение, инструментовку и оркестровку, он, наконец, первым делом взялся за  учебу. Он просил преподавателей консерватории помочь ему овладеть нужными знаниями.

      Тысячедневное плавание, несмотря на все лишения и невзгоды, оторванность от ставшей ему родной музыкальной стихии, все же не было потерянным временем. Римский – Корсаков смог приобрести (может быть сам того не сознавая в тот период) неоценимый опыт, без которого его творчество, вероятно, не стало бы таким ярким.

     Тысяча ночей, проведенных под звездами, размышления о Космосе, высокой предначертанности  роли человека в этом мире, философские прозрения, огромные по масштабу идеи пронзили, словно падающие метеориты, сердце композитора.

     Тема морской стихии с её бесконечной красотой, бурями и штормами добавило красок в сказочную, феерическую музыкальную палитру Римского – Корсакова.  Побывав в мире Космоса, Фантазии и Моря, композитор, словно окунувшись в три сказочных котла, преобразился, омолодился, расцвел для творчества.

    В 1865г. Николай навсегда, бесповоротно сошел с корабля на землю. Он вернулся в мир музыки не опустошенным, не обиженным на весь мир человеком, а полным творческих сил и планов композитором.

      А Вам, молодым, следует запомнить, что «черная», неблагоприятная полоса в жизни человека, если к ней относиться без излишнего огорчения, пессимизма, может содержать крупицы чего-то хорошего, что может тебе пригодиться в будущем. Терпение, мой друг. Выдержка и хладнокровие.

     В год возращения из морского плавания Николай Андреевич Римский – Корсаков завершил написание своей Первой симфонии. Она впервые была исполнена 19 декабря 1865 года. Николай Андреевич считал эту дату началом своей композиторской карьеры. Исполнился ему тогда двадцать один год. Кто-то может сказать, не поздно ли появилось первое крупное произведение? Римский – Корсаков считал, что учиться музыке можно и в любом возрасте: в шесть, десять, двадцать лет и даже очень взрослому человеку. Ты, наверное, очень удивишься, узнав, что умный, пытливый человек учится всю свою жизнь, до глубокой старости.

   Представь себе, что немолодой академик захотел узнать одну из главных тайн человеческого мозга: как в нем хранится память.  Как записать на диск, а, когда надо, «прочитать» всю заложенную в мозг информацию, эмоции, способность говорить и даже творить? Представь себе, что твой друг  год назад улетел в космос на двойную звезду Альфа Центавра (одна из ближайших от нас звезд, расположена на расстоянии четырех световых лет). Связи с ним практически нет, а тебе надо с ним пообщаться, срочно посоветоваться по одному очень важной вопросу, известному только ему одному. Ты достаешь заветный диск, подключаешься к памяти друга и через секунду получаешь ответ! Академик для того, чтобы решить проблему декодирования спрятанной в голове человека информации, должен изучить последние научные разработки в области церебрального гипернано сканирования особых клеток мозга, отвечающих за консервацию и хранение поступающих извне импульсов. Значит, опять надо учиться.

    Необходимость получения все новых и новых знаний, вне зависимости от возраста, понимал Римский – Корсаков, понимают многие другие великие люди. Известный испанский художник Франциско Гойя написал на эту тему картину и назвал ее «Я всё ещё учусь».

     Николай Андреевич в своем творчестве продолжил традиции европейского программного симфонизма. В этом он испытал сильное влияние со стороны Ференца Листа, Гектора Берлиоза.  И, конечно же, глубокий след в его произведениях оставил М.И. Глинка.

     Римский – Корсаков написал пятнадцать опер. Кроме упомянутых в нашем рассказе это – «Псковитянка», «Майская ночь», «Царская невеста», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и другие. Им присущи яркая, глубинная содержательность, народность.

     Николай Андреевич сочинил восемь симфонических произведений, включая три симфонии, «Увертюру на темы трех русских песен», «Испанское каприччо», «Светлый праздник». Его музыка поражает своей мелодичностью, академизмом, реализмом и одновременно сказочностью, фееричностью. Им был придуман симметричный лад, так называемая «Гамма Римского – Корсакова», которая применялась им для описания мира фантастики.

      Большую популярность получили многие его романсы: «На холмах Грузии», «Что в имени тебе моем», «Тихо море голубое», «Южная ночь», «Медлительно влекутся дни мои». Всего же он сочинил свыше шестидесяти романсов.

      Римский – Корсаков написал три книги по истории и теории музыки. С 1874г. занялся дирижированием.

    Настоящее признание как к композитору пришло к нему не сразу и не всеми. Некоторые, отдавая должное его неповторимой мелодичности, утверждали, что он не в полной мере овладел оперной драматургией.

     В конце 90-х годов XIX века ситуация изменилась. Николай Андреевич своим титаническим трудом добился всеобщего признания. Сам же он говорил: «Не называйте меня великим. Просто называйте Римским – Корсаковым». А также рекомендуем ознакомиться с материалом ноты “Тихая ночь”, самые известные романсы



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *